Графика Якутии
28.11.2016

Самый обширный раздел собрания национального искусства в музее - графика. Рост коллекции в разные годы был неравномерным. В течении 1930-1950-х гг. фонд в основном формировался произведениями первых художников Якутии - И.В. Попова, П.П. Романова, М.М. Носова, Г.М. Туралысова.. Раздел начал стремительно пополняться со второй половины 1960-х годов, когда сложился профессиональный коллектив художников, и графика Республики Саха приобрела всесоюзную и международную известность.

Ядро национальной графической школы тех лет составили Э.С. Сивцев, А.П. Мунхалов, В.С. Карамзин, В.Р. Васильев. Предпочтение художники отдают тематическому эстампу, темам, связанным с историей, традиционной культурой, фольклором родного народа.

Искусство Э. Сивцева – зачинателя якутского эстампа, отличают бытовая достоверность, неторопливая повествовательность и особый дар графического психологизма. Особую линию составляет графика А. Мунхалова, отличающаяся масштабностью замысла, обращением к самым сложным темам, емкостью образных решений. В творчестве В. Васильева органично сочетается тончайшая лиричность с глубиной аналитика и широтой философа. В произведениях В. Карамзина структура устного творчества, традиционных празднеств, обычаев воссозданы в решениях, близких народному мышлению.

Содержанием произведений графиков 1970-1980-х гг. стал духовный мир человека, его интимных настроений, внимание к явлениям обыденной жизни, стремление к простоте, естественности. К середине 1970 годов о себе уверенно заявляет молодое поколение графиков — выпускников художественных вузов Москвы и Ленинграда — В.Д.Иванов, Ю.И.Вотяков, С.С.Парников, М.А.Рахлеева. В их творчестве аккумулируются новые черты образной системы. Линию лирической станковой графики, отличающуюся повышенным интересом автора к глубоким эмоциональным состояниям природы и человека представляют творчество В.Д.Иванова, М.А.Рахлеевой. Углубляется интеллектуальное, философское, образно-ассоциативное видение, поэтическое, лирико-эпическое, экспрессивное отношение к жизненным мотивам.

Одним из самых субъективных авторов, создавших необычный, парадоксальный художественный мир, является Ю. Вотяков, чье творчество тяготеет к усложненной метафоричности и ассоциативности.

Знаковая простота и ясность, доведенные почти до формулы, плоскостная трактовка пространства, ритм и симметрия композиции, подчеркнутые контуры изображения и мягкий колорит литографий — особенность графического стиля С.Парникова.

Произведения М. Рахлеевой отличает конструктивность пластического мышления, ясность и мелодичность ритмики композиции, трепетность вибрирующего, скользящего света. В своих цветных литографиях она утверждает принципы живописного решения – им присуща почти монохромная изысканность колорита, неяркий, как бы притушенный цвет.

Свое понимание духовной культуры народов Арктики, ментальности "оленных" людей в искусство Якутии внес первый профессиональный юкагирский художник, поэт, прозаик Н.Н. Курилов. А.Е. Евстафьев вошел в искусство Якутии в конце 1980-х годов. Его творчество, на редкость цельное и поэтичное, органично продолжает направление, заложенное Э.С. Сивцевым, М.А. Рахлеевой, В.Д. Ивановым.

В графике современного этапа появилась новая плеяда художников синтетического склада, в основном выпускников Красноярского художественного института — М.Г. Старостин, Т.Е. Шапошникова, Дь.А. Бойтунов, О.А. Скорикова. Они успешно работают в живописи, графике, книжной иллюстрации, дизайне с использованием компьютерных технологий. В их творчестве переосмысливаются, параллельно сосуществуют разные стилистические системы: реализм и абстракционизм, экспрессионизм и примитив, перекрещиваются национальные традиции и опыт искусства Арктики, Востока, Запада. Расширяется диапазон приемов, материалов оригинальной графики, появляется новый нетрадиционный подход к материалу, фактуре, цвету.


Мунхалов А. П. Слушают мир. Из серии "Мой Север". 1965. Бумага, литоргравюра


Карамзин В. С. Красавица Среднего мира. Из серии "Якутский героический эпос". 1969. Бумага, офорт


Рахлеева М.А. Долина реки Токко. Из серии "Эвенки реки Токко". 1985. Картон, темпера


Курилов Н. Н. Поздяя осень. 1985. Бумага, цв. аппликация