Народное и декоративно-прикладное искусство Якутии
28.11.2016

Основные разделы собрания народного и декоративно-прикладного искусства: шитье и вышивка, ювелирное искусство, дерево и береста, резная кость.

Художественная обработка дерева и бересты в Якутии достигает наивысшего расцвета в XIX веке. Праздничная кумысная посуда, утварь будничного назначения изготовлялись из березы и лиственницы. Резьба, орнаментация, фактура в лучших образцах якутских изделий теснейшим образом связаны с формой и конструкцией предметов.

Ювелирные изделия народа саха отличаются красотой простых монументальных форм и своеобразием орнаментации. Уникален по своей самобытности сложный комплекс женских ювелирных украшений, включающий большие серьги с подвесками, широкие пластинчатые браслеты, массивное нагрудное украшение с гривной, пояс, покрытый наборными серебряными пластинами, к которому крепились необходимые личные предметы. Ансамбль украшений всегда носился поверх женского национального костюма, был образно - эстетически тесно связан с покроем и декором одежды.

Признанный мастер «Серебряных дел» женщина-ювелир Л.П. Бубякина первая в современном якутском ювелирном искусстве выполняет полный «Комплект национальных женских украшений» (1990), образный строй которого решен классически-традиционно.

В лучших традициях народного прикладного искусства Якутии создают праздничный национальный костюм и другие изделия Е.Е. Аммосова, А.Е. Сивцева, Е.И. Аржакова, А.И. Хабаровская, А.Н. Зверева. Почти забытое и трудоемкое искусство плетения из конского волоса возродили чурапчинские мастерицы. В циновках, ковриках Е.С. Пинигиной привлекают фактура и цвет природных материалов, живая осязаемость и рукотворность вещи. Гобелены из конского волоса Н.С. Федуловой Ж. Хунгеевой отличает тональные переходы естественной окраски природного материала.

Гордость коллекции – раздел якутской резной кости – промысла, известного с ХVIII столетия. До середины XIX века якутские косторезы создавали произведения утилитарного характера: гребни, шкатулки, ларцы, подчасники, начиная со второй половины XIX века появляются изделия объемной мелкой скульптуры. Творчество мастеров начала ХХ века – К.И. Неустроева, Д.М. Никифорова, А.И. Говорова, отражает новый этап развития якутского косторезного искусства – они учились в Земских кустарных мастерских Сергиев Посада, куда были посланы якутским губернатором И.И. Крафтом.

Первое поколение советских косторезов – А.В. Федоров, В.П. Попов были выходцами из потомственных семей резчиков. Классически ясная композиция «Якутка у коновязи» (1947), выполненная В. Поповым стала своеобразным эстетическим эталоном косторезного искусства Якутии. В пластине «Василий Манчаары» (1946) Федоров создает яркий экспрессивный образ легендарного героя.

С именем Т.В. Аммосова связано развитие традиций орнаментально-сюжетной композиции. В вариациях декоративных шкатулок, шахмат, кумысных кубков (чоронов) увлекает свобода фантазии и непосредственность образных интерпретаций.

Излюбленные мотивы другого мастера – Пестерева С.Н. – охота, стремительный бег собачьих и оленьих упряжек, лесная жизнь зверей, табуны коней и стада оленей на вольных пастбищах. Его почерк развивался от ощутимого натурализма к динамичной выразительности силуэта и декоративной условности монолитных масс.

Во второй половине 1950-х годов С. А. Егоров, К. Ф. Герасимов, С. П. Заболоцкий, К.К. Крылов, выпускники скульптурного отделения Якутского художественного училища, переносят приемы станковой скульптуры в резьбу по кости.

Глубоко национально и самородно искусство С.Н. Петрова. Его творчество являет собой синтез принципов профессиональной станковой скульптуры, декоративно-прикладного искусства и народной резьбы, с цельностью ее форм и образов, эмоциональной открытостью и особой, свойственной народному мировосприятию ясностью выражения.

Основные сюжеты произведений Н. Д. Амыдаева почерпнуты из повседневной жизни северян и ее укоренившегося уклада, связанного с окружающей природой.

В структуре произведений современных мастеров можно отметить особое значение культурной памяти и многослойность семантики – в ней тесно взаимодействуют профессиональное и народное, опыт мирового художественного наследия.

Органично восприняв богатейший опыт, накопленный многими поколениями, Р.Н. Петров, как и мастера прошлого, свободно владел кузнечным и ювелирным делом, резьбой по дереву и кости. В текстуру кости он вводил черный графический рисунок, цветной металл и ровдугу. Умело соединяет изобразительное и смысловое начало с декоративным, сообщая новизну всей композиции Ф.И. Марков. Народный юмор, гротеск присущ произведениям Р.М. Пинигина. В творчестве К.М. Мамонтова сочетаются национальная эстетика и дух эксперимента, смело расширяющего тематические и жанровые рамки косторезного искусства.

Современные художники М.Н. Слепцов, Н.Д. Огонеров выбирают лаконичную композицию, раскрывая содержание образа чисто пластическими средствами. В произведениях костореза Е.П. Саввина живет традиция резных шкатулок и ларцов XIX века.


Гермогенов П. П. Маллаах иhит.2004. Береста, тальник, конский волос. Шитье, тиснение, плетение


Слепцов М.Н. Дети войны. 2005. Рог оленя, кожа. Резьба объемная


Федулова Н.Е. Гобелен "Невеста". 2005. Конский волос. Ручное ткачество


Зверева А.Н. Триптих "Поэма о бересте". 2003. Ткань, мулине, бисер, металл. Шитье, вышивка, штамповка.