Отечественное искусство
28.11.2016

Отдел отечественного изобразительного искусства представляет творчество ведущих художников России, Прибалтики, Украины, Закавказья, Белоруссии. Коллекция включает произведения живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

Следование традициям русской реалистической школы живописи и влияние искусства импрессионистов выразилась в искусстве 1920-1930-х годов: в пейзажах и натюрмортах В. К. Бялыницкого-Бируля, А.А. Лебедева-Шуйского, А.А. Моргунова, Л.В. Туржанского, В.Н. Мешкова, П.И. Петровичева, Г.Г. Ряжского, М.Н. Яковлева, А.А. Осмёркина.

В 1930-е годы отличительной особенностью искусства стало внимание к социальным преобразованиям. Действие в большинстве сюжетно-тематических картин этого времени выносится на улицу, стройку, завод, в поле. Значительность событий, массовость изображаемых сцен обусловили создание многофигурных композиций (А.В. Моравов). О внимании к духовной жизни человека говорит проникнутый лирическим чувством портрет кисти В. М.Орешникова.

В 1940-е годы все виды искусства связаны с темой войны, которая на долгие годы остается одной из главных. В связи с этим значительно расширяются рамки бытового жанра, он получает героико-эпический характер (П. И. Котов). Герои Гражданской и Великой Отечественной войны во всем многообразии запечатлены в портретах В. Н. Мешкова, П. П. Кончаловского, Б. М. Неменского.

1940-1950-е годы представлены портретными характеристиками, пейзажными зарисовками, историческими реминисценциями. Стремление раскрыть духовную жизнь человека, передать лирическое состояние природы через призму субъективного восприятия, романтическое настроение свойственно работам В. Н. Бакшеева, С. А. Чуйкова, П. П. Соколова-Скаля, А. И. Жарова. Своеобразную бесхитростно-житейскую интонацию получает бытовой жанр (А. Ю. Никич-Криличевский, Э. Г. Браговский).

Сдержанный колорит, монументальный, жесткий, концептуальный живописный язык, стремление уловить героическое начало в буднях современности характеризует работы приверженцев «сурового стиля», утвердившегося в начале 1960-х годов. Воплощая поэтическую одухотворенность повседневной жизни, отношений людей к друг другу, своему делу, художники стремились к обобщению, разрабатывали проблемы взаимодействия пространства и объемов в картине (Э.К. Окас, И.П. Обросов, В.А. Озол). Пейзаж представляют лиричные, эмоциональные, насыщенные светом и воздухом работы Я.Д.Ромаса, В.Ф. Загонека, В.Н. Гаврилова, В. Я. Юкина. Мажорным мироощущением отличается натюрморт Е.А. Малеиной.

Сложность и разнообразие художественных явлений отражает искусство 1970-1990 годов. Ясность композиции, праздничность цвета характеризуют пейзажно-жанровые картины А.А. Мыльникова, Д.А. Налбандяна. Эпическая широта мотива, вольного простора выражены в картине «Подол» В.Ф. Сидорова. В искусстве этого времени ощущается повышенное внимание к проблемам человеческой личности. Портрет вновь становится одним из излюбленных жанров. Его отличает метафоричность художественного языка, вовлеченность героя в некий культурный контекст (Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, А.Г. Штерн).

В раздел входит большой массив собрания графики 1930-1990 годов ( В.Фаворский, В.П. Беляев, Л.А. Бруни, А.В. Фонвизин, А.М. Герасимов, Г.Г. Нисский, А.Е.Кибрик и т.д.).

Скульптура представлена произведениями 1930-1990-х годов. Это портретное творчество А.Т. Матвеева, С.Д. Лебедевой, композиции жанровой тематики Д.Ф. Цаплина, В.Х. Думаняна, А.И. Рукавишникова, В.И. Сабколова, А.А. Смирнова, анималистические статуэтки А.В. Марца.

В основе коллекции отечественного декоративно-прикладного искусства и народных промыслов - керамика Балхар, Скопино, глиняные игрушки Дымково, Филимоново, расписные фарфоровые изделия, хохломская роспись, прославленная миниатюрная лаковая живопись Федоскино, Мстеры, Палеха, косторезные работы чукотских, архангельских мастеров.


Обросов И. П. Голубые горки. 1967. Холст, масло


Мальников А. А. Голубой день. 1972. Картон, масло