​Русское искусство
28.11.2016

Коллекция русской живописи XVIII - начала XX веков невелика, но ценность ей придают имена таких известных художников, как М.Шибанов, В.Тропинин, Ф.Славянский, И.Айвазовский, И.Шишкин, А.Куинджи, В.Поленов, И.Левитан, братья В.и К.Маковские, Н.Кузнецов. Значительное место по внутривидовому разнообразию принадлежит жанру портрета, традиционно выражающему лицо времени. К числу ранних произведений относятся «Мальчик с погремушкой», «Портрет императрицы Елизаветы», «Портрет Ермака» исполненные безымянными мастерами XVIII века.

Органично дополнили русскую коллекцию портреты купцов местных живописцев, ранее хранившиеся в Якутском краеведческом музее. В портретах якутских купцов Соловьевых неизвестного художника начала XIX века ярко прослеживается русская традиция портретной живописи, идущая от парсунного стиля, эхо которого достаточно долго сохранялось в российской провинции.

Начало XIX столетия в русской культуре связано с романтическими умонастроениями новой эпохи. Привлекает поэтичный «Портрет девушки» неизвестного мастера круга Кипренского. Менее коснулись романтические веяния творчества В. А. Тропинина (1776 - 1857), которому больше свойственны бытовые интонации. Время создания «Портрета неизвестного в черном сюртуке» - 1838 год. Это зрелая пора искусства мастера. В атмосфере портрета есть та характерная для автора естественность, что отличает многие его работы, часто находящиеся как бы на грани портрета и жанра.

Девятнадцатый век явился периодом становления и расцвета пейзажной живописи. Романтическое начало присутствует в картине И.К.Айвазовского (1817 - 1900) «Героиня Боболина прорывается под градом выстрелов сквозь турецкий флот Навили в 1827 году» (1880). В пейзаже И. И. Шишкина (1832 - 1898) «Сумерки» (1882) все пронизано величественным и молчаливым покоем погружающейся в сон природы. Отзвук романтических традиций начала века с новой силой пробудился в творчестве А. И. Куинджи (1842 - 1910) - мастера передачи лунного сияния и солнечного блеска. «Лунная ночь» (ок. 1898 - 1908) демонстрирует метод художника писать пейзаж "наизусть", сочинять его на основе реальных наблюдений.

В середине XIX века наблюдается расцвет реалистического портрета. На XXVI выставке передвижников (1898) экспонировался «Портрет Елены Снегиревой», исполненный известным мастером бытового жанра В. Е. Маковским (1846 - 1920). Скромный колорит портрета подчинен основной задаче - раскрытию внутреннего мира портретируемой. В женской галерее образов выделяется изысканно-изящный «Портрет неизвестной» К. Е. Маковского (1839 - 1915).

Во второй половине XIX века многие мастера работают в жанре пейзажа. Тонкостью пленэрного письма, гармонией цвета отмечена серия "палестинских" этюдов В. Д. Поленова (1844 - 1927), впервые показанных в 1882 году. К этому времени относится и начало его педагогической деятельности в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На одном из рисовальных "поленовских вечеров" К. А. Коровиным (1861 - 1939) написан этюд «Левитан в костюме бедуина» (ок. 1887). В работе пока ещё ощутима "поленовская" традиция, с характерной общей цветовой разработкой. Двадцать лет отделяют эту работу от «Букета» (1908) где прежний живописный метод художника остается только в отдельных элементах.

Особый раздел коллекции составляют произведения художников, работавших на рубеже XIX и XX века, С.А.Виноградова, М.Н.Яковлева, П.И.Петровичева и других. Постоянным участником выставок "'Мир искусства" был И. Э. Браз (1873-1936), представленный пейзажем «Весна» (до 1917), демонстрирующим свободную и элегантную манеру живописи художника.

Обширный раздел собрания русского искусства – графика. Художники часто обращаются к графическим техникам как к более свободным и подвижным средствам выражения своих замыслов. Среди известных мастеров произведения - М.Махаева, А.Ухтомского, А.Лебедева, И.Репина, В.Серова, А.Остроумовой-Лебедевой А.Шарлеманя, Б.Смирнова, В.Зарубина.

Произведения мелкой пластики из фарфора в музейном собрании представлены образцами известных керамических производств: Гарднер, Попов, Корнилов, братья Кузнецовы. Разнообразием отличается коллекция художественной обработки металла, демонстрирующая многие сложные техники, которыми в совершенстве владели российские мастера. Среди произведений скульптуры - классические работы П.Клодта и Е.Лансере.

Особо стоит остановиться на изделиях резчиков по кости, поскольку северорусские традиции значительно повлияли на формирование хорошо известного с середины XVIII века промысла Якутии - художественной резьбы по мамонтовой кости. Выполненная в традициях северорусских мастеров двухъярусная шкатулка (1873) демонстрирует переходный этап к типично якутскому стилю, в котором отшлифуются наиболее прижившиеся на местной почве приемы и элементы.


Колесов А.М. Портрет П.П. Семенова–Тян-Шанского. 1874. Холст, масло


Шишкин И. И. Сумерки. 1883. Холст, масло


Тропинин В.А. Портрет неизвестного в черном сюртуке. 1838. Холст, масло