Скульптура Якутии
28.11.2016

Небольшой, компактный раздел собрания станковой скульптуры Якутии даёт обзор развития и качественного состояния национального пластического искусства. Начало комплектования отдела относится к середине 1940-х годов и связано с приобретением в фонды музея произведений П.И.Добрынина (1909- 1966), стоявшего у истоков зарождения скульптуры в Якутии. В своих творческих увлечениях он обращался к станковой, монументальной, монументально-декоративной скульптуре, пластике малых форм и декоративно-прикладному искусству. Мастера привлекают художественные особенности майолики, в которой он создал композиции «Чурумчуку» (1957), «Полевой Цветок с женихом Бэргэном» (1959) по мотивам якутского фольклора.

Ядро коллекции якутской скульптуры составили произведения художников среднего поколения, чей творческий путь начался в начале 1960-х годов. В этой галерее собраны станковые произведения первого профессионального скульптора из среды народа саха С.А. Егорова. Выразительный абрис силуэта, убедительность пространственно-пластического решения, активная организация окружающего пространства выделяют его станковые работы из дерева.

Широко представлена в музее скульптура К.Н. Пшенникова, Е.Н. Винокуровой, П.А. Захарова. Их интересы наиболее полно выразились в области портретного жанра, отличающегося лаконичным композиционным решением, четкими, определенными объемами, тяготением к обобщению индивидуальных и типических черт героев.

Достойное место в собрании занимает скульптурное творчество Р.Н.Бурцевой, М.Г.Абрамова, С.К.Прокопьева, Е.П.Оготоева, В.В.Бочкарева, Я.И.Соргоева, произведения, которых – своеобразный показатель высокого уровня ваяния 1970 – 1980-х годов. В коллекции представлены портретные и жанровые работы, модели памятников. Авторы синтезируют свои познания в области формы на основе традиций национального и мирового культурного наследия.

Развитие лирической линии в якутской скульптуре связано с именем Р.Н.Бурцевой. Камерной, задушевной интонацией окрашены ее творения, ведущими темами которых становятся детство, юность, материнство. Тенденция к минимализации форм в творчестве Е.П. Оготоева проявляется в крупной, цельной массе камня. Точно подмеченная поза, убедительный жест составляют основу пластических образов Я.И. Соргоева. Лаконичный композиционный мотив, четкие, определенные объемы создают выразительность произведений В.В.Бочкарева.

Скульптурные работы, поступившие в музей за последние десятилетия, внесли в коллекцию акценты и нюансы, характерные для современного искусства ваяния. Произведения отличает оригинальность пластических решений, самобытная трактовка образов, экспрессивность. Эстетическая и стилистическая специфика художественных тенденций этого периода отражена в творчестве С.К. Прокопьева, П.Г.Слепцова, Э.И.Пахомова, А.А.Романова, Н.Д Огонерова.

Образы С.К. Прокопьева немногословны, но в них заключена большая внутренняя сила. Он искусно обыгрывает природные особенности дерева: форму, текстуру, цвет. Отличительная черта пластики – конструктивность объемов. Э.И. Пахомов стремится к активному поиску глубокой содержательности произведения. В одних произведениях он предстает философом-гуманистом, в других – тонким психологом. Для произведений из бронзы Н.Д. Огонерова характерны условный язык, обобщенность образов, ясный ритм скупых деталей.

В целом, собрание станковой скульптуры Якутии сформировано по монографическому принципу и отличается стилистическим разнообразием.



Бочкарев В. В. Вера Яковлевна Саввина - солдатская вдова. 1987.


Пахомов Э. И. Рыбак. 1991