Живопись Якутии
28.11.2016

Художественные процессы, связанные с зарождением, становлением и развитием профессионального изобразительного искусства Якутии представлены в разделе живописи.

Среди зачинателей изобразительного искусства республики - народные художники Якутии И.В. Попов (1874-1945), М.М. Носов (1887-1960), П.П.Романов (1902-1952), чье творчество явилось первым опытом изобразительной культуры и освоения традиций русского искусства на якутской земле. Характерной тематической направленностью их произведений был интерес к истории и жизни своего края, а также отображение изменений, последовавших в связи с октябрьскими преобразованиями.

В 1940-1950 годы особенностью якутской живописи стало стремление к этюду как к самостоятельной форме, дающей возможность непосредственно выразить жизнь натуры в её сиюминутном состоянии. Это позволяло выйти из сюжетного мышления, освобождало от норм картинности, а заодно от необходимой идеологической интерпретации выбранного мотива. Данный период представлен жанрами портрета и пейзажа.

Конец 1950 - 1960-е года стали определяющими в изобразительном искусстве Якутии. Лидерами становятся выпускники центральных ВУЗов – М.В.Лукин, А.Н. Осипов, С.Л. Александров. Многообразие поисков в этот период можно наблюдать в творчестве мастеров, работающих в портретном жанре. В работах С.Л. Александрова привлекает правдивость в передаче индивидуальных черт во внешнем облике человека, например, «Портрет оленевода Н.Курилова» (1966). Особая эмоциональная наполненность ощущается в «Портрете заслуженного артиста ЯАССР М.В. Жиркова» (1962) кисти Л. А. Кима.

Поездки художников по республике дали толчок для нового осмысления пейзажного жанра. Лирические, камерные, эпические, монументальные, индустриальные композиции передают не только состояние природы, но и раскрывают настроение и восторг воспринимающего ее красоту автора. В живописных полотнах, выполненных непосредственно с натуры, воссоздают неповторимое своеобразие, присущее северному краю – Е.М. Крылов «Песня тундры» (1963), Н.М. Засимов «В пути» (1963), А.П. Собакин «Танец стерхов» (1966), Н.Г. Сироткин «Вилюй ГЭС. Укладка суглинка» (1966), В.Г. Петров «Лена осенняя» (1969).

Живопись Якутии второй половины 1970–1980 годов обращена к широким социальным коллизиям. Произведения, выполненные в традиционно-реалистическом духе, пронизаны суровым монументально-эпическим звучанием, они отличаются метафорической образностью, подчеркнутой декоративностью, мажорностью художественного решения. В сюжетно-тематической картине Ф.С. Жегусова, Э.И. Васильева, Н.А. Павлова отмечается стремление к расширению диапазона повествования и новая интерпретация исторического события, где превалируют сюжеты, окрашенные личным отношением автора.

Портрет этих лет в творчестве А.Н. Осипова, В.Г. Петрова, И.Е. Капитонова, З.К. Курчатовой обретает значимость и масштабность, его образная структура тяготеет к картине. Интерес к личности – исторической, современнику и самому художнику проявляется в разнообразии типов портретов: детский, автопортрет, репрезентативный, камерный. В пейзаже намечается тенденция к панорамному, монументальному, декоративному изображению природы.

Ведущим мастером, чье творчество широко и масштабно представляет искусство Республики Саха на протяжении многих десятилетий, является А.Н. Осипов. Художник глубоко предан теме, которую обобщенно можно назвать – «Моя Якутия», куда входит множество тематических линий, сплавленных в мощное единство. Они своеобразно переплетаются в его картинах, в портрете, в пейзаже. Произведения Э.И. Васильева отличает глубокий философский подтекст, побуждающий зрителя к вдумчивому созерцанию и сопереживанию. Якутский героический эпос становится предметом творческого мышления Т. А. Степанова. В олонхо его привлекают богатство и ширь народной фантазии, красочность и выразительность фольклорного языка. Живописец художественно реконструирует не только предметную среду далеких времен, но и само былинное время.

Современный художественный процесс в изобразительном искусстве Якутии отмечен сложностью и неоднозначностью. Живописцы А.Д. Васильев, М.М. Лукина раздвигают границы жанров: тематическая картина лишается развернутого сюжета, он лишь слегка намечен. В поисках новых средств выразительности художники К.П. Гаврильев, М.Г. Старостин, Ю.В.Спиридонов, Г.Е. Окоёмова, Л.Л. Попова, Н.В. Николаева, Е.П. Романова, А.В. Чикачев синтезируют традиции реализма и абстракции, приемы художественного примитива и экспрессионизма, их привлекает образная поэтика фольклора и народного творчества.


Осипов А. Н. В ауре космоса 2001. Холст, масло


Спиридонов Ю. В. Осень. Ночь на стойбище. 1985. Холст, масло


Лукина М.М. Портрет в черном. 1992. Холст, масло