Истории в багете: «Батальный жанр в творчестве Петра Котова»​
01.09.2020

«Мины выли зло, точнее, люто,

Как всегда, зловещ был их полет.

Харкал восемнадцать мин в минуту

Шумовский тяжелый миномет.

...Немцы лезли!

Мать-Россия, слушай

Сердцем своих сел и городов!

Он на немцев в том бою обрушил

Полностью две тысячи пудов

Чугуна и стали»

Александр Прокофьев

Отрывок из поэмы «Россия»


Утром маленького Петю будили солнечные лучи и запах липовых досок, лака и красок. Он просыпался и видел отцовскую спину, склонившуюся над работой. Отец крестьянин-иконописец, почувствовав его неподдельный интерес к живописи, делится первыми секретами мастерства. Детские впечатления породили у мальчугана мечту стать художником.

Петр Иванович Котов родился во Владимирской слободе Астраханской губернии в 1889 году. Судьба художника была удивительной. Начинался его творческий путь в Казанской художественной школе, продолжился в Императорской Петербургской Академии художеств, где обучение было серьезным и основательным. Сложно представить, но в 1914 году студенты батального класса под руководством академика профессора Н.С. Самокиша посещали театр военных действий. Русский и советский художник-баталист Николай Семёнович Самокиш умел увлечь своих учеников. Не случайно батальный жанр станет одной из важных тем в творчестве Петра Котова. Осенью 1941 года, когда война подступила к самому сердцу страны - Москве, он возглавляет в тылу выпуск «Окон ТАСС».

Батальный жанр в коллекции Национального художественного музея представлен полотном П.И. Котова «Минометчики», которое он написал в 1942 году. А в 1943 году на серийном заводе однофамильцем художника, конструктором Александром Александровичем Котовым модернизирован 120-мм миномёт. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» объединял всех советских людей: и художников, и инженеров, каждый работал на своем посту и приближал победу.

Минометчики были опорой пехоты в ближнем бою. Автор изобразил четверых солдат расчета, состоящего из шести бойцов: командира, наводчика, заряжающего, снарядного и двух подносчиков. Их лица сосредоточены и решительны. Большое внимание живописец уделяет детальному изображению элементов военного снаряжения, обмундирования. Колорит,выстроенный на сочетании оттенков серого и коричневатого тонов, передает картину поля боя, окутанного густым дымом и пламенем пожаров.

Творчество Петра Ивановича Котова поражает многогранностью. Его можно назвать универсальным художником - мастером портретного, индустриального, исторического и батального жанров. В его картинах продолжают жить энтузиазм грандиозных строек и события войн, свидетелем которых ему довелось стать.


Наталья Федорова


Котов Петр Иванович, «Минометчики», 1942

Холст, масло