Истории в багете: «Дух народного искусства в творчестве Валериана Васильева»
21.07.2020

В сегодняшнем выпуске рубрики «Истории в багете» линогравюра «Сардаана» из цикла «Старые якутские мастера», который отражает размышления Валериана Васильева о национальных культурных корнях, о преемственности современного искусства и традиционного творчества.

В статье «Волшебный полет линий» искусствовед Владимир Иванов-Унаров вспоминает своего друга, оказавшего заметное влияние на развитие якутской графики: «Валериан постоянно находил что-то новое, привлекательное в обычных вещах, мимо которых мы проходили, не замечая их неординарности – будь то необычной формы тростник или заржавелый кузнечный инструмент, старинный кованый гвоздь или невзрачный полевой цветок. Он находил особое обаяние красоты форм как в природных явлениях, так и в рукотворных предметах и щедро делился с другими своими наблюдениями. Особой любовью его пользовались произведения народного творчества».

Художник работал над серией «Старые якутские мастера» в течение 1966–1967 годов. В работах Валериан Васильев обратился к технике черно-белой линогравюры – способу печати, возникшему на рубеже XIX–XX веков, при котором авторы переводят рисунок на линолеуме, вырезают его с помощью специальных ножей, а затем делают оттиск на листе бумаги.

«Старые якутские мастера» – это гравюры, которые изображают традиционные ремесла народа саха. Автор отмечал: «Голой этнографичностью тут не отделаешься. Главное: понять дух, то есть внутренний свет народного искусства. Иногда в простом орнаменте, в его колористическом сочетании больше духа, чем в произведениях, в которых есть и хорошее название, и прочие признаки, но произведение бездушно, псевдонационально». Графические композиции поэтически выразительны и цельны. Художник ввел в серию образы вышивальщицы, искусных резчиков по дереву, сказителя-олонхосута: в этих людях художник видит выразителей древней народной культуры, которая является вечной. Образы мастеров и их занятия продолжают жить в современной Якутии.

«Сардаана» – это центральный лист серии, на котором изображен мастер-резчик чоронов в окружении своих изделий. Чорон – национальный якутский сосуд для кисломолочного напитка, кумыса. Посуду изготавливали из березы, типичной формой является кубок на одной или трех ножках. Каждый предмет мастера вырезали вручную, поэтому чороны отличаются друг от друга, и каждый имеет отпечаток авторского почерка. В левой руке герой гравюры держит нежный полупрозрачный цветок сардаана – разновидность даурской лилии, которая растет в Якутии и является символом счастья. Бутон для художника является воплощением совершенной формы, которую создала сама природа. В то же время полуобнаженное тело мастера и плавные линии его фигуры перекликаются с формами изделий и очертаниями листьев на заднем плане.

По мысли Васильева, человек и окружающий его мир становятся единым целым. Поэтому автор поместил мастера в окружение деревянных изделий, в культуре народа саха этот материал ассоциируется с Древом жизни и символизирует плодородие и цикличность жизни. «Мастер любил и знал свою природу. Она помогала ему быть художником», – писал сам Васильев об этой гравюре и старых мастерах.


Васильев Валериан Романович

«Сардаана» из цикла «Старые якутские мастера», 1967

Бумага, линогравюра