​Истории в багете: «И лик императрицы озарен негаснущим волшебным светом»
19.05.2020

Шестой выпуск музейной рубрики «Истории в багете» посвящается объединяющему празднику народов нашей страны, Дню славянской письменности и культуры, отмечаемому ежегодно 24 мая. В центре внимания – полотно «Портрет императрицы Елизаветы», исполненное неизвестным мастером XVIII века. Произведение является одним из самых ранних полотен, хранящихся в коллекции русского искусства Национального художественного музея РС(Я).

У неизвестного автора картина получилась нарядной и торжественной. Образ императрицы Елизаветы Петровны одновременно величав и кокетлив. Разворот фигуры грациозен. Художник изобразил все подобающие царственной особе атрибуты: через плечо правительницы переброшена лента Андреевского ордена, платье украшено жемчугами, на голове красуется малая корона – все это создает драгоценную огранку ее красоте. Портрет – это не тольколицо времени, это история, судьба. Российская императрица, младшая дочь императора Петра I и «правду молвить, молодица уж и впрямь была царица»: удивительный цветлица, пламенные глаза, совершенные линии губ, белейшая шея, стройный стан. От всего ее существа веет жизнелюбием, она как праздник. Ей слагал оды Ломоносов, поэт Александр Петрович Сумароков, роман «Цесаревна» посвятилгенерал-лейтенант, атаман Войска Донского Петр Николаевич Краснов, а также Елизавета Петровна выведена во множестве исторических романов о событиях середины XVIII века, включая «Слово и дело», «Пером и шпагой» Валентина Пикуля. Ольга Ярославская писала о ней: «Сегодня славой вечной, дивной красотой блистают во дворцах ее портреты, и лик императрицы озарен негаснущим волшебным светом».

Стоит отметить, что сама императрица не осталась в стороне от литературы: она стала первой женщиной на Руси,заговорившейстихамио своей любви. Ничто так не открывает душу, как поэзия. И молчаливый образ императрицы на картине, в одно мгновение становится живым. Перед нами «дщерь Петрова», сыгравшая в становлении нового русского общества ключевую роль, предстает просто женщиной,познавшей все прелести и разочарования любви. Обладая живым характером, чувственностью, временами была мягка и сентиментальна. Представляю ее пишущей элегии, навеянные тоской по любимому: «Я не в своей мочи огонь удушить, сердцем болею, да чем пособить?» или «И следов смоих глаз не смывайте, смойте лишь мою тоску». А когда ее душа радовалась, она писала веселые песни. Так до нас дошла песня про развеселую девушку из села Покровского. «Во селе, селе Покровском, разыгралась-расплясалась, красна девица-душа, красна девица-душа, Авдотьюшка хороша. Авторство Елизаветы Петровны подтверждали знаменитые деятели русской культуры и даже сам Александр Пушкин! Воистину, талантливый человек талантлив во всём! Любимая судьбой Елизавета Петровна справедливо осталась в памяти как народная Императрица и оставила за собой титул «первой русской поэтессы»!

Ольга Фролова, сотрудник Детского музейного центра