Истории в багете: «Легенда о первых поселенцах долины Туймаады»
08.09.2020

На этот раз рубрика «Истории в багете» представляет композицию «Дом Омогоя» якутского художника-графика Туйаары Шапошниковой, обратившейся к легенде о первых поселенцах великой долины Туймаада.

«Эллэйада» – итог многолетнего труда выдающегося исследователя истории, этнографии и фольклора якутов Гаврила Васильевича Ксенофонтова. Основной идеей Ксенофонтова было убеждение в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных исторических событиях и, следовательно, можно пытаться восстановить эту историю путем тщательного анализа записей устных преданий. Собранный им сборник устных исторических преданий повествует о происхождении якутского народа.

Туйаара Шaпошникова создала цикл литографий на сюжеты «Эллэйады» в 2000 году. В серию вошла работа «Дом Омогоя», хранящаяся в коллекции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). В ней художник отсылает к сказанию о легендарном родоначальнике народа – Омогой Бaайе. У него было две дочери, которые соперничали между собой за сердце молодого красивого юноши Эллея – первопредка якутов. Согласно преданию, герой выбрал себе в супруги нелюбимую, некрасивую дочь Бая. Отцу не понравилось это, и он выгнал молодоженов из дома.

Литография делится на три условные части. В самой верхней Шапошникова поместила балаган – зимнее жилище якутов, которое напоминает темную мрачную гору. Слева от балагана стоит любимая дочь Омогоя. Она в отчаянии поднимает руки вверх к небу. В средней части автор расположила ключевые символы якутской культуры: ритуальную коновязь (сэргэ), изгородь и три фигуры лошадей. В нижней части произведения изображена ураса – летнее жилище якутов. Вертикальные штрихи в центре картины символизируют дым, который прорывается вверх из дома и объединяет три части композиции между собой. Рядом с урасой вырисовывается силуэт коровы: согласно легендам Омогой прогнал зятя с нелюбимой дочерью на окраину земли, отдав приданое, состоящее из одной плохонькой коровы.

Показательно изображение рогатого скота внизу композиции. Согласно якутским мифологическим представлениям образ коровы тесно связан с Нижним миром, а также с женским началом. В сказании упоминается, что будущая жена Эллэя занимается самой тяжелой черной работой, доит коров, чистит хлев (хотон). В структуре композиции «край земли» художницей соотнесен с краем листа. Именно здесь стоит крохотная фигурка старшей трудолюбивой дочери Омогоя, опустившей кумысную мутовку в кожаный сосуд. Действие девушки содержит глубокий смысл и обладает брачной символикой. Кумыс – священный напиток, в мифах тюркских народов процесс его брожения сравнивается с продуцирующим творением мира. Имеется в виду известный космогонический мотив рождения нового мира при помощи пахтания – взбивания из сливок масла.

Холодная гамма оттенков листа, олицетворяющая ночные сумерки, противопоставлена «горячим» цветам литографии «Путь Эллэя». Оттенки, которые выбрала Шапошникова, напоминают о драматичности древнего сюжета. Любимая дочь, которую отверг Эллей, умерла от тоски. Ее сестра родила герою пять сыновей, от которых, по легенде, произошли пять якутских улусов.

Во всех вариантах сказаний образ Омогой Баайя, консерватора, приверженца косных, патриархальных традиций, противопоставлен культурному герою и новатору Эллэю, который воплощает новый счастливый мир.


Шапошникова Туйаара Ефимовна, «Дом Омогоя», 2000

Цветная литография