Истории в багете: Многоликая, изменчивая Тундра — обитель, боль и надежда, любовь и печаль Николая Курилова
29.09.2020

В сегодняшнем выпуске рубрики «Истории в багете» обратимся к графической аппликации «Поздняя осень» юкагирского художника и писателя Николая Николаевича Курилова – классика северного искусства, внесшего бесценный вклад в сохранение культурных традиций древнейшего народа.

Николай Курилов родился в местности Малое Улуро на севере Якутии, в семье оленевода и охотника. Он уехал из дома и поступил в Красноярское художественное училище, чтобы обучаться на художника. Там, вдалеке от родных мест, художник впервые обратился к пейзажам Крайнего Севера. Как писал сам Николай Курилов, он это делал «от тоски по дому, по тундре».

Как отмечает сам художник: «Через искусство мне хочется сделать лишь одно – оставить память о жизни своего народа, о жизни тяжелой тундры. Какой бы ни была тяжелой эта жизнь, природа родного края влияет на человека – люди умеют видеть в ней красоту, которая, возможно, недоступна взору иного приезжего. Когда я учился в школе и видел картины русских художников, меня удивляло то, как они писали о Севере: серые краски, мрачноватый колорит. Быть может, это были люди, которые на один день прибыли к нам – и кто знает, вдруг они попали под дождь и поэтому так «мстили»? А мы – те, которые постоянно живут на этой земле – адаптировались к суровым условиям и видим в ней много красоты».

Произведение «Поздняя осень» художник создал в 1985 году. В работе он обратился к технике аппликации, широко известной в прикладном искусстве народов Севера. Художник изобразил осеннюю тундру: багряное пространство, извилистую реку и стремительный бег стада оленей. Для северных народов это животное считается главным богатством. Олень служит транспортным средством, дает ценную шкуру для одежды. Кроме того, жители тундры считают его другом, без которого они не смогли бы выжить в суровом климате. В левом нижнем углу автор поместил силуэт оленевода, набрасывающего маут на оленя. Перед каждой поездкой кочевники отлавливали несколько особей для упряжки. Основным способом поймать животное был аркан – веревка длиной от 20–35 метров, которая была частью личного снаряжения каждого мужчины. Выше по течению располагается яранга – традиционное переносное жилище кочевых народов. Оно состоит из деревянного каркаса, который покрывают оленьими шкурами, и крыши в форме конуса. В верхней части картины летит вертолет – это единственный вид транспорта, который связывает оленеводов с миром.

В работе «Поздняя осень» художник размышляет о вечной борьбе природных стихий и обращается к животрепещущей теме гармонии существования человека на Земле. Динамика работы создается разной направленностью двух противоборствующих потоков — стада оленей, пересекающих реку, и воды, разрезающей земную твердь. Движение оленей по S-образной спирали повторяет изгибы русла реки, пересечение их создает орнаментальность листа. Декоративность аппликации достигается за счет различного характера тональных и цветовых пятен, а также игры ажурных линий, изображающих берег и фигуры оленей.

В аппликации «Поздняя осень» проявились основные черты творчества Курилова: поэтическое мироощущение, динамичная и раскованная композиция, выразительные контуры, изящная декоративность, подчеркнутая введением цвета…


Белый лист, взяв в руки,

Прежде вижу его как тундру.

Ох, боюсь прикоснуться,

Даже ставить точку...

Н. Курилов.


Курилов Н.Н. Поздняя осень. 1985