​Истории в багете: «Образы якутской мифологии в станковой пластике Семена Прокопьева»
16.02.2021

В сегодняшнем выпуске обратимся к скульптурной композиции «Женщина и ворон» Семена Кирилловича Прокопьева, созданной в 1990 году. Художник активно работает в станковой и монументальной скульптуре. В созданных произведениях он сумел решить самые разнообразные творческие проблемы: передачу характера образов в станковых работах, синтез скульптуры с архитектурной и природной средой в памятниках, связь современного искусства с национальными традициями. Скульптор обладает умением извлекать из любого материала его эстетическое качество и достигать убедительных художественных результатов в работе с бронзой, деревом, мрамором, гранитом, бивнем мамонта и др.

С 1980-х–1990-х годов многие художники Якутии обращаются к древним сюжетам и воплощают их в объемных пластических формах. Фольклорно-эпические мотивы разных народов мира, творчески переосмысленные автором, трансформируются в необычные, семантически многозначные композиции. Отголосок древних традиций сказывается в лаконизме, конструктивной ясности и строгой простоте изобразительного языка, как например, в скульптуре «Женщина и ворон». Семён Прокопьев обратился к двум основным образам якутской мифологии: женской фигуре и птице. Женщину считали главной хранительницей очага и основой всей жизни на земле. Ворон, который сидит у нее на коленях, – шаманская птица и символ сверхъестественных сил, дара предвидения. Отцом ворона считали Улуу Тойона (от тюрк. – «великий господин») – главу злых духов Верхнего мира и покровителя якутских шаманов. Тенденция к минимализации отличает данное произведение, где отсутствуют подробные детали. Фигуры женщины и ворона статичны, а их силуэты четко очерчены. Лик героини решён обобщенно, лишён индивидуальных черт. С помощью этих приемов Прокопьев придает скульптуре характер ритуального священнодействия.

Произведения Прокопьева поднимают вопросы человеческого бытия, добра и зла, страдания, искупления, свободы личности, поэтому его не случайно называют «художником философского склада». Творчество Семёна Прокопьева, основанное на внимательнейшем изучении традиций национального и мирового культурного наследия, привлекает внимание самобытной трактовкой образов, своеобразием форм и динамикой ритмов. Его работы обладают собственной эстетической значимостью и выразительностью, являются органичной частью самобытного искусства якутской скульптуры.


Прокопьев Семен Кириллович, «Женщина и ворон», 1990

Дерево, резьба