Истории в багете: «Первые скульптуры он делал из огромных стволов деревьев, которые находил на берегу Волги»
30.06.2020

В следующем выпуске рубрики «Истории в багете» обратимся к скульптуре «Сатир» советского скульптора Дмитрия Цаплина – неутомимого искателя форм и смыслов, разбудившего образ существа из греческих мифов для размышления о двойственности человеческой натуры.

О судьбе скульптора и его произведениях можно слагать стихи и писать романы. Зная о многих потерянных, разбросанных, разграбленных творениях мастера, понимаешь, что музей имеет величайшую ценность. Его работы получили большое признание в Европе, маэстро называли скульптора «гениальным мужиком с Волги». Самоучка из семьи крестьянина Саратовской губернии, Дмитрий Филиппович Цаплин до 25 лет не помышлял об искусстве. Был солдатом Первой мировой войны. Дальше, как в сказке: как-то забрел на заброшенное кладбище, заметил скульптуру барана на одной могиле и так был впечатлен увиденным, что решил стать скульптором. «С этого момента я начал жить» – описывал он позже свое прозрение. Цаплин заниматься скульптурой, сам, без каких-либо навыков и помощи наставников. Первые скульптуры делал из огромных стволов деревьев, которые находил на берегу Волги. Он обладал врожденным чутьем, понимал материал и форму, без устали совершенствовал свои умения.

Переезд в Москву и участие в выставке перевернуло его судьбу. На скульптора обратил внимание нарком просвещения Анатолий Луначарский. Это было неслыханным везением! Вчерашний крестьянский сын, протеже высшего партийного руководства на семь лет уезжает за границу для продолжения образования. Цаплин поселился в Париже, каждый день ходил в Лувр учиться на греках и римлянах. Познакомился с Пабло Пикассо, общался с Федором Шаляпиным и даже создал его бюст, ныне хранящийся в саратовском музее.

Живя во Франции, называл себя частью России. О себе Цаплин говорил так: «Это не я творю, это Россия моими руками творит». По словам Дмитрия Цаплина, самое высокое признание своего творчества он получил от кошки: скульптор изваял из гранита сидящую кошку и поставил среди травы на одном из газонов Парижа. Надо же такому случиться, чтобы эта небольшая скульптура оказалась на пути у бездомной кошки с котятами – увидев ее, она угрожающе выгнула спину, боком обошла неподвижного зверя и лишь убедившись в его безопасности, повела котят дальше.

Живя за границей Дмитрий Цаплин себя ощущал посланцем новой Советской России, не любил продавать свои работы, предпочитая хранить их для родины. За границей окончательно сложился уникальный цаплиновский художественный стиль, в котором без предварительных глиняных или пластилиновых моделей, скульптор высекал задумку сразу из камня или дерева. Он любил использовать метод трения и мог просто придти к морю, найти камень и сделать из него скульптуру. Несмотря на кажущуюся легкость художественного процесса, Цаплин любил полировать, работать гладко и законченно, что видно в скульптуре, символизирующей дух неукрощенной природы – работе «Сатир» из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).


Ольга Фролова, сотрудник Детского музейного центра