Истории в багете: «Там пахнет сандалом, и можно ходить босиком»
29.12.2020

В сегодняшней рубрике «Истории в багете» картина «Калькутта. Уличная сцена» из индийской серии живописца Д. Налбандяна, которая представлена в постоянной экспозиции.

Живописец Дмитрий Налбандян человек удивительной судьбы, пережил холодную войну, хрущевскую оттепель, горбачевскую перестройку.

Налбандян Дмитрий Аркадьевич родился на юге России, в солнечном Тифлисе в 1906 году в семье рабочего. Мальчик рано стал проявлять интерес к искусству и посещал кружок художественной самодеятельности. Став чуть постарше Митя занимался в подготовительной художественной школе, в качестве помощника работал в мастерской скульптора А.И. Хмельницкого. Отец, мечтая дать сыну хорошее образование, отправляет его учиться в русскую гимназию. Педагог по рисованию отмечает творческие способности Мити. Когда Дмитрию исполняется 12 лет, семья теряет кормильца, и мальчик отправляется работать на кирпичный завод.

Шаг за шагом юноша идет к своей мечте стать художником, учится в художественном училище, затем в академии художеств Грузии, где педагогом юного Дмитрия становится Лансере.Здесь он знакомится с искусством передвижников. Большое впечатление на студента произвела поездка среди лучших учащихся в Москву и Ленинград. Дмитрий восторгался благородством и пышностью мастеров Англии, Франции и Германии. В Одессе выпускник академии пробует себя на новом поприще художника-мультипликатора. Перебравшись в Москву, он становится сотрудником киностудии Мосфильм, публикует карикатуры в журнале Крокодил. Увлеченность искусством сдружила молодого художника с Э. Грабарем, П. П. Соколовым-Скаля.

Друг отца - Серго Орджоникидзе вводит художника в круг партийной элиты, позже Налбандян становится единственным, кому удается писать портрет Сталина с натуры. На портретах Дмитрия Налбандяна запечатлены не только выдающиеся деятели страны, но и колхозники, рабочие. Впереди художника ожидает множество выставок в Москве, Японии, Финляндии, Франции. Сменялись власти и правители, а живописец творил. Ему удавались и портреты, и жанровые сцены, эпические и лирические пейзажи, натюрморты. На его полотнах цветение весеннего сада, полыхание осени и сверкающая белизна снега. Художник увлеченно пишет на воздухе, стараясь точно передать тоновые и цветовые отношения.

Начиная с XIX века, Востоком были одержимы художники, писатели, антиквары. Россиянам загадочный мир Востока открыл художник В.В. Верещагин. Николай Рерих посвятил Индии свои строки.


Дух мечты ничто не изменило,

И ничто, наверно, на земле

Нас с такою силой не манило,

Как манила Индия к себе.



Дмитрию Аркадьевичу полюбилась далекая и загадочная Индия, страна древней культуры. Мастер создал около трехсот работ о жизни Индии. За цикл полотен об Индии мастер удостоился премии Джавахарлала Неру.

Одна из работ зарубежной серии «Калькутта. Уличная сцена» 1970 года представлена в нашем музее. В этот период городской пейзаж получает самостоятельное развитие и смыкается с портретом и бытовой картиной. Художник отходит от общепринятого в шестидесятые годы обезличенного города, его Калькутта - запоминающаяся, живая. Интересен дальний план картины одновременно величественный и простой. Левую часть полотна занимает затейливый силуэт древнего храма, а правую скромныесовременные строения. Дмитрий Налбандян описывает Калькутту в цвете, со свойственным ему южным темпераментом. Красочный колорит Калькутты живописец передает размашистыми, уверенными мазками. Подобно старинным индийским миниатюрам, написанным натуральными красками, художник применяет коричневый, синий, желтый и белый цвета. Художник увлечен не только живописной задачей, но и построением строгой геометричной формы наряду с плавными линиями.

Обожженная горячим солнцем улица оживлена, мелькают рикши.

По улице плывет аромат пряностей, цветов и фруктов. В Индии в лавках работают мужчины из касты вайшьи - сословия торговцев и ремесленников. Лицо мальчика невозмутимо и спокойно, поза расслаблена, его не следует торопить. Жизнь индийца протекает в своем ритме, и торговля тоже ведется неспешно. У маленького торговца свое представление о времени, ведь самое главное это не нажива, а сам процесс торговли. Стоит ли суетиться и спешить маленькому вайшьи, ведь его принадлежность к касте - это определенный круг, рутина. Сегодня и завтра, и всегда ему доступен только его промысел. Идет череда дней и часов, лицо маленького человека полно достоинства и безмятежно, он занят своим ремеслом.


Автор материала: Н.И.Федорова, педагог Детского музейного центра