Истории в багете: «Знакомство с монгольской культурой сквозь призму творчества Афанасия Осипова»
15.06.2021

В сегодняшнем выпуске рубрики «Истории в багете» обратимся к композиции «Женщины Сомона. Сэврей» классика якутского изобразительного искусства, академика Российской академии художеств Афанасия Николаевича Осипова.

Во время поездки в Монголию якутский живописец Афанасий Осипов написал цикл этюдов, жанровых работ и пейзажей, в которых обратился к повседневной жизни местных жителей – аратов. Внимание художника не обошли и жилища кочевников, и удивительная природа Центральной Монголии.

Полотно «Женщины Сомона. Сэврей» художник написал в 1978 году. Название отсылает к сомону – административно-территориальной единице, на которые разделяются родоплеменные образования Монголии с 1924 года. В настоящее время так называют город с прилегающими к нему территориями, а также центральные усадьбы коллективных хозяйств. Сомон Сэврэй, изображенный на холсте, по меркам кочевников заселен плотно. На первом плане художник изобразил монгольских женщин трех возрастов. Они одеты в национальные костюмы аратов, одним из их атрибутов является дээл – своеобразный кафтан. Помимо выражения культурной идентичности, традиционная одежда монгольского народа должна подходить для любых условий, так как погода в сомоне переменчивая – здесь жарко днем и холодно ночью. Летом местные жители носят легкий халат тэрлэк, весной и осенью ватный халат ховонтэй дээл, а зимой – овчинный халат, напоминающий шубу, цагаан нэхий дээл. Мальчик, стоящий рядом с женщинами – напротив, предстает в рубашке современного кроя. Героев окружает высушенная солнцем равнина с редкими кустами. На горизонте виднеются дюны Хонгорын Элс, представляющие собой светло-рыжий песчаный массив, вытянутый 180 километров и в высоту достигающий около ста метров. Эти пески называют поющими: в ветреную погоду частички кварца трутся друг об друга, издавая особый певучий свист.

В средней части композиции расположены временные жилища аратов, а также постоянные постройки – школа, больница, музей. Вдали, за спинами портретируемых людей, видна гора Сэврэй-Уул, высота которой составляет 2631 метров. Так совпало, что в этих местах в 1993 году, спустя пятнадцать лет после создания картины, откроется национальный парк Гурван-Сайхан-Уул, что в переводе с монгольского означает «три красавицы».


Осипов Афанасий Николаевич. «Женщины Сомона. Сэврей»
1978
Холст, масло