Художник Федосий Заровняев: «Молодому искусству сложно стать видимым»
11.11.2020









В Доме художника проходит республиканская выставка молодых художников Якутии «Арт-молодость», организованная Союзом художников РС (Я) совместно с Национальным художественным музеем РС (Я). В сегодняшней прямой речи художник-живописец Федосий Заровняев поделился размышлениями о восприятии искусства, творческом процессе и многом другом:




– Мой интерес к искусству зарождался постепенно. Я вырос в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса. В 7 классе мама подарила на День рождения книгу об изобразительном искусстве с пожеланием заняться искусством. У нас не было школы искусств, но был кружок по живописи – так я туда и записался. Мне сразу понравилась атмосфера в кружке: люди чем-то глубоко заинтересованы, вместе размышляют и рисуют. Занятия вел Наум Федорович – очень увлеченный преподаватель, он много рассказывал про фольклор, шаманов и олонхо. Часто говорил: «Искусство – это сложно». Мне сильно нравилось, когда он так говорил.

– Иногда мы оставались до 11 ночи, настолько нас интересовали поднимаемые темы. Часто наши разговоры строились вокруг исторических и фольклорных тем, мы читали фрагменты текстов, говорили о шаманах и олонхо. Уже тогда меня впечатляло, как сказители воспринимали мир через силу слова и запускали процесс воображения у других.

– С детских лет мне было ближе придумывать свой мир, нежели переписывать реальность или повторить натюрморт. Мне нравилось что-то создавать, обращаться к фантазиям, вместе с тем, я очень внимателен к происходящим вокруг событиям. Художник ведь воспринимает действительность как губка – его глаз и ум впитывают все, что происходит и это влияет на него.



– Я нахожусь в постоянном поиске, много экспериментирую – все явления мира кажутся мне интересными, многое дает импульс для размышлений. После школы я учился в Якутском художественном училище, затем поступил в Красноярский художественный институт, в мастерскую Александра Анатольевича Клюева. Разница проявлялась в поставленных задачах: в институте они были сложнее, с портрета переходишь на полуфигуру, затем на фигуру, двухфигурную и многофигурную композицию, все это на больших форматах.

– Во время учебы мне сильно полюбился предмет по истории искусств – всегда любопытно узнавать новых художников и течения. Ее преподавали нам с разных ракурсов: история зарубежного искусства, история отечественного искусства, история композиции. Нравится рассматривать искусство Раннего Возрождения, у старых мастеров занятная манера письма, многослойная и сложная. Работы итальянского художника Джотто, нидерландского живописца Питера Брейгеля. Искусство ХХ века – художник-реалист Эндрю Уайет, который всю жизнь посвятил теме сельского быта, запечатлению повседневных мотивов. Но не только реализм мне близок, я думаю абстрактное искусство – очень интересное явление: в творчестве Джексона Поллока есть что-то неописуемое, в нем много энергии. И, конечно, якутское искусство – в частности техника Артура Васильева и линейная, сложная графика Валериана Васильева. У некоторых авторов глубинные, философские работы, до восприятия их искусства надо расти и расти.

– Меня вдохновляет сама жизнь: история, искусство, кино, культура, люди. Смотрю черно-белые фильмы ХХ века – ленты Ингмара Бергмана, Робера Брессона, Андрея Тарковского, Сергея Параджанова. Все они работали как художники, их кадры можно рассматривать с точки зрения готовых композиций. Из современных авторов на ум приходят Хамиц Савкуев, Зорикто Дорджиев, Даши Намдаков, который делает скульптурные композиции. Интересно как в скульптуре выражается форма. Во время учебы я дружил с ребятами-скульпторами, мне нравилось посещать их просмотры: они совсем по-другому думают, пространственно размышляют. Скульпторы уделяют скрупулезное внимание объему, в то время как живописцы пытаются на плоскости показать объем через цвет и свет.



– Творческий процесс каждого художника непредсказуем. В моем случае, все начинается с обрывков воспоминаний: всплывает то, что я где-то увидел и вдруг вспомнил. Я не могу сказать: «Давай-ка что-нибудь придумаю на эту тему». Все приходит само по себе, естественно. Я делаю много эскизов до тех пор, пока не устроят композиция и цвет. Этап эскиза может затянуться на несколько месяцев, так как многое может не устроить. Затем перевожу идею на холст. Люблю работать в тишине, звуки часто отвлекают от внутренних процессов.

– Я пишу только если интересно, если в идее есть что-то, цепляющее меня. Не могу сказать к какому времени я обращаюсь, когда пишу картину. Будто я все перемешал – прошлое с настоящим, старое с современным. На выставке «Арт-молодость» представлены две мои работы: «Едут на ысыах» и «В прорубь за орудием улова». Обе картины из двух разных серий. Первую я написал этим летом: из-за пандемии национальный праздник проводили онлайн и хотелось людям принести ысыах другими путями. Вторая картина была вдохновлена текстом, прочитанным в газете: в ней речь шла про народного героя Федора Охлопкова, который прыгнул в прорубь за пешней.



– Искусство говорит о духовном развитии, если бы не было искусства, то… Сложно представить мир без искусства: оно как воздух, помогает жить. Важно подпитывать мир искусством.

– Во второй половине ХХ века в якутском искусстве сконцентрировались сгустки творческой энергии и силы, была налаженная поддержка художественной среды. Сейчас у нас в республике поддерживают спорт. Помню, в детстве, когда участвовали на выставке, мой друг получил первое место: ему дали грамоту и стаканчик. В это же время на спортивных соревнованиях призами служат автомобили, квартиры. Конечно, спортсменом быть тоже сложно. Тем не менее, хочется, чтобы искусство воспринималось серьезнее и развивалось.

– Молодому искусству сложно стать видимым: нет сплоченной среды, стабильной поддержки, мастерских и помещения, чтобы собираться и выставляться. Все работают, где придется. Сейчас рыночное время и обстоятельства таковы, что многие художники работают на заказы – это, конечно, можно понять, нужно ведь кормить семью. Некоторые не хотят дальше заниматься искусством, считают это затратным делом и такую позицию можно понять, взглянув на стоимость материалов – кисточки или тюбика масляной краски. В то же время не поднимаются темы, важные для духовного развития. Хочется, чтобы искусство было полезным для общества.



Выставка работает для всех посетителей с 29 октября 2020 г. в Доме художника по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова 31/2Б, 3 этаж.

Справки по тел.: 8 (4112) 33-52-79