Художник Нюргуяна Амыдаева: «Художник – это отражение многогранного настоящего»
04.02.2020

В Национальном художественном музее РС (Я) проходит выставка «Удьуор ситим» династии художников Амыдаевых – творческой семьи косторезов, скульпторов и живописцев. В сегодняшней прямой речи художник-живописец Нюргуяна Амыдаева поделилась размышлениями о состояниях природы, якутской школе живописи и воспоминаниями о своем дедушке, известном косторезе Николае Амыдаеве:

– Процесс рисования полюбился мне с самого детства. Когда мне было 6 лет, мама подарила альбом со словами: «В день рисуй на одном листе полную композицию». День за днем я наполняла этот альбом картинами, придумывала сюжеты и персонажей, наделяла их качествами и характерами, весь процесс мне сильно полюбился. Свои зарисовки всегда начинала с образа человека – далее развивался весь сюжет.

– Когда ты растешь в творческой среде, семье художников, тебя всегда окружают атрибуты искусства, разговоры, книги. Я росла, разглядывая, освещенные солнцем, горы Афанасия Осипова, «мозаичные» работы Исая Капитонова, стерхов Афанасия Собакина, четкие лаконичные листы художников-графиков. У дедушки часто гостили его друзья – художники, живописцы и графики. Я смотрела на них и восхищалась. Так у меня появился большой интерес к миру искусств, началось глубинное вчувствование явлений и предметов.

– Наш дедушка был сдержанным и рассудительным человеком, он мало говорил, но очень к месту. У него была мастерская – приходя туда, мы словно попадали в другое измерение. Там было множество непонятных предметов: старинные часы, сосуды, посуда, украшения, различная утварь. Атмосфера в мастерской царила как в музее, всегда было очень интересно туда приходить. Каждый раз ты натыкался на какой-нибудь новый предмет, дедушка коллекционировал буквально все – даже карандашница у него была битком набита карандашами разных форм и особенностей.

– В Детской школе искусств я училась у Марковой Галины Константиновны, которая была ученицей моего дедушки. Проучившись там четыре года и получив диплом, поступила в Якутское художественное училище, где моим преподавателем стала Романова Евдокия Петровна. Она меня заразила любовью к живописи: я даже не сомневалась, куда пойду, знала точно, что хочу заниматься живописью. Были и свои трудности – сначала я думала, что совсем не умею рисовать, пробовала разные материалы и искала свой. Когда мы стали писать маслом, мне казалось, что масло это что-то невозможное – я долго привыкала к этому материалу, а затем привыкла и была уверена, что лучше масла ничего нет. Например, акварелью можно ошибиться и все испортить, в то время как масло предстает более гибким материалом – оно пластичное и у него больше возможностей: им можно писать как акварелью, а можно писать очень жирно, тонко, как угодно.

– После ЯХУ я поступила в Арктический государственный институт культуры и искусств, год училась у Васильева Эдуарда Иосифовича. Он выпускник Академии им. И.Е. Репина, в его преподавании чувствовалась ленинградская школа – искусство это труд, искусство это тяжело, искусство это глубоко. Такой подход сидел в голове: искусство – это бесконечный труд, нужно думать и думать постоянно. У Эдуарда Иосифовича я многому научилась, самое главное – целостности восприятия. На втором году учебы в колледже, я решила исполнить свою мечту и перевелась в Красноярский Институт. В Красноярске я оказалась в свободной среде – художник выражается, как хочет, его могут подкорректировать, но ему не будут ничего навязывать. Тем не менее, преподавательский подход был похож. Клюев Александр Анатольевич часто говорил нам: «Искусство – это умное чувство». Нужны ум и чувство – если чего-то из этого нет, то искусства не случится.

– Я пробовала вырезать из кости, мне знаком этот материал по своим свойствам – могу отличить запах бивня мамонта от запаха рога лося, например. В работе скульптора необходима усидчивость и скрупулезность, надо уметь подолгу сидеть и воплощать свою идею. Мне это не подходит по темпераменту, я больше привыкла рисовать.



– Все мои преподаватели привили мне любовь к живописи – на протяжении пятнадцати лет я учусь рисовать, не теряя интерес, а углубляя его. Когда ты смотришь на творчество преподавателя, оно начинает на тебя воздействовать на подсознательном уровне: в период обучения ты как-то похоже подбираешь цвета, обращаешься к созвучным темам. У Эдуарда Иосифовича очень целостные, глубокие цвета – я все пыталась намешивать цвета как у него, но у меня не получалось. На первый взгляд все кажется очень простым: желтый осенний низ и серый верх. Тем не менее, когда пытаешься эти цвета намешать – у тебя ничего не выходит. Даже когда ты изнурен размышлениями и спрашиваешь: «Как вы все-таки добились такого оттенка зеленого цвета – не яркого, а сдержанного и благородного?», и даже когда преподаватель тебе отвечает: «Берешь охру, смешиваешь…» и ты следуешь такому же пути – все равно невозможно выйти на нужный цвет. Все выходит по-своему и у всех свои цвета, ведь темперамент у всех разный.

– В институте и в училище все проходят через понятный процесс: учащимся ставят натюрморты и задают темы. Когда оканчиваешь институт, никто тебе больше не задает никаких тем, никто не заставляет рисовать – в принципе можно ничего не делать и не притрагиваться к кисти. И нужно самому себя трясти, искать. Сейчас – и, наверное, всегда – я нахожусь в творческих поисках, экспериментирую по тематике и технике, ищу свой язык. Не думаю, что поиски могут закончиться, ведь этот процесс в искусстве бесконечен: художники ставят перед собой вопросы и отвечают на них изобразительными средствами. Вечные вопросы и вечные ответы. В данный момент меня занимает работа над более тонкими вещами на нюансах и более резкими декоративными композициями.

– Однажды с живописцем Саргыланой Борисовой решили участвовать на фестивале ледяных скульптур. Нам нужно было учесть особенности материала – лед вводит свои коррективы. И настроиться на другую логику: если живописцы на плоскости создают объем, то скульпторы из объема создают форму. Всего я участвовала в качестве со-автора в четырех композициях, обращенных, чаще всего, к национальной тематике.

– Почерк якутской школы виден сразу, все говорят: «Якутская школа – она чувствуется». Я думаю, якутское искусство и вправду имеет отличительный характер: в нем сдержанность цвета, колорита и вкус, особое мироощущение и обращение к цветам, свойственным природе наших широт.

– Я люблю этот город, я в нем выросла и меня всегда сюда тянет – тут родной менталитет, любимые места и люди. В любом другом городе мне комфортно первое время, но затем всегда хочется домой, в Якутск.



– Меня вдохновляют выездные пленэры – летние, осенние, весенние. Во время учебы нас отправляли в определенные, уже «проверенные» локации, например, на Еланку, в Горный улус, уже на месте мы ходили и искали точки, с которых можно было бы рисовать городской мотив или лирический пейзаж. Мне нравится вечернее состояние природы, когда свет становится мягким, и я дожидаюсь заката – все становится розовым, красным, на небе начинают появляться интересные цвета.

– Сейчас мало у кого есть время рисовать, для этого нужно время и средства, не всем хочется бедствовать. Художнику необходимо налаживать свой художественный процесс, работать и заниматься творчеством. Мне нравится живое общение с людьми и я преподавала в Детской школе искусств, иногда веду мастер-классы. Есть дети, которые, казалось бы, совсем не расположены к изобразительному искусству, но пару раз их похвалишь – и у них включается интерес, они начинают рисовать очень занимательные вещи. Бывает, наоборот, у детей присутствует некая зажатость, они рисуют одно и то же, у них такой скорее научный интерес. Они рисуют по линейке, и когда у них отбираешь линейку, они говорят: «Нет, я не могу рисовать». В таких случаях я отвечаю: «Твоя кривая линия – она тоже очень красивая. Она кривая, но она твоя».

– Художник – это отражение многогранного настоящего. Свои ощущения и наблюдения за миром художник воплощает на холсте. Для меня искусство – это быть собой, быть свободным, быть честным и изображать то, что чувствуешь, не отвлекаясь на внешние факторы.

Выставка работает для всех посетителей с 12 декабря 2019 по 16 февраля 2020 года в основном здании НХМ РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, 3 этаж.

Напоминаем, что в эту субботу, 8 февраля в 15:30 ч. состоится мастер-класс по пастели с Нюргуяной Амыдаевой. Тема «Зимний пейзаж». Стоимость: 750 рублей. Материалы предоставляются.

Справки по тел.: 8 (4112) 33-52-79