Персональная выставка «САЛГЫҢҢА САЙБЫТ САНААЛАР» Дьулустаана Бойтунова
24.04.2017

Дьулустаан Бойтунов – один из ярких представителей современного изобразительного искусства Якутии, выпускник Якутского художественного училища им. П. П. Романова (1985, мастерская Л. Д. Слепцовой), факультета живописи Красноярского художественного института (1994, мастерская профессора А. М. Знака), творческих мастерских Российской академии художеств (г. Красноярск, 2001).

Тонкость живописи и филигранность рисунка Дь. Бойтунова отмечались его педагогами еще в годы учебы. В 1990-х Дь. Бойтунов стал более известен широкому зрителю лиричными пейзажами и созерцательными натюрмортами («Декабрьский день». 1999; «Зимний вечер». 1999; «Лунная ночь в табуне». 2000; «Июньский вечер». 2000; «Натюрморт с кувшином». 2000 и др.) В конце 1990-х в его творчестве определяется основная линия, связанная с осмыслением этнонациональной традиции. Немаловажное значение в этом имела одна из первых крупных работ автора – иллюстрирование исторического романа «По велению Чингисхана» («Чыныс Хаан ыйаа5ынан») Н. Лугинова (2001). В первых листах уже заложены основные черты его графического стиля, характерности, проявившиеся позднее и в живописи: отточенность линий, ясность рисунка, выстроенность композиции. В иллюстрациях техника Дь. Бойтунова словно возвращает зрителя к старинной классической графике: отмывка акварелью с расплывчатым слоем придает многим листам мягкую живописность. В дальнейшем выразительная черно-белая графическая серия успешно продолжилась в оформлении следующего литературного произведения Н. Лугинова «Улуу хууннар» (2010).

В живописи этого периода одним из программных можно обозначить связанный общей темой монгольский цикл («Охотник», 2007; «Путник», 2008; «Долина динозавров», 2008; «Вечная тишина», 2009; «Салгынна сайбыт санаа», 2009 и др.). Его живопись графична, цвет здесь средство обозначения интересующей материи - колесо, камни-обо, пролетевшая птица. Художник один из немногих кто многие годы иллюстрирует эпическое наследие народов Севера. Декоративностью, цветовой активностью, введением орнаментальных элементов и усложнением рисунка отличаются его листы к олонхо «Бюдюрюйбэт Мюлджью Бёгё» (2010). В этот период художник также занимается иллюстрированием эвенкийского эпоса «Тор5о-Тургэ тангастаах Торгандуун маатаа», (2010).

В живописных произведениях автора 2010-х гг. очевидно влияние эстетики восточного искусства, например во взаимодействиях на плоскости пустого и заполненного, намеренная и порой подчеркнутая асимметрия, утверждение роли плоскости. Но при кажущейся непринужденности соотношения подчинены строгой логике.

Произведения, созданные в последние годы продолжают основные творческие направления: анималистический жанр - излюбленные динамические изображения лошадей в графике, живописи; выразителен групповой портрет матери художника с братьями, вернувшимися с войны («Счастливый 1946 год», 2015). Необъятное небо и бескрайная степь воспеты художником в полотне «Мелодия морин-хуура», (2015). На экспозиции 2017 года будет представлена новая серия иллюстраций по роману И.Иванова «Чуумпу Бюлюю», иллюстрации к продолжению романа Н. Лугинова «Великие гунны» и эскизная графика. Дь. Бойтунов продолжает экспериментировать с техниками, с живописной поверхностью, уделяет пристальное внимание композициям работ.

Яркая индивидуальность и мастерство Дьулустана Бойтунова, диапазон его творческих устремлений кроме графики и живописи, художник создает известные многим ледовые скульптуры, ювелирные изделия, несомненно, выделяют его и привлекают к его творчеству пристальное внимание широкого зрителя и специалистов.

Анна Петрова-Кэрэhит

Кандидат искусствоведения, доцент,

член Союза художников РФ