Про Музей: Музейный педагог
01.09.2020

Национальный художественный музей РС (Я) поздравляет с Днем Знаний и началом учебного года! В честь светлого праздника, своими впечатлениями о процессах музейной деятельности и подробностями своей работы делится Наталья Федорова – методист центра Детского творчества при НХМ РС (Я).

Приветствую всех!

Сегодня я расскажу вам об образовательной деятельности музея и о том, как проходит взаимодействие подрастающего поколения с искусством.

Заинтересованность художественным миром возникла у меня еще в глубоком детстве при чтении любимых книг – они открывали передо мной новый мир, повествуя о музеях с интереснейшими коллекциями произведений искусства. С детским трепетом и восторгом я листала страницы, представляя, как хожу по музейным залам, вглядываюсь в экспонаты – картины и скульптуры. Образовательную деятельность я начала со сферы педагогики и со временем осознала, что в жизни – помимо воспитания и обучения ребят детско-юношеского возраста – мне важно искусство. Музей является удивительным местом, в котором соединяются эти интересы, и задача музейного педагога состоит в том, чтобы приобщить подрастающее поколение к искусству. На данный момент музей для меня – не только любимая работа, но и место силы, позволяющее черпать вдохновение, находить друзей, поддерживать коллег, видеть плоды своего труда. Я всегда иду в музей с улыбкой, потому что именно здесь я встречаю то, что люблю больше всего – это искусство и дети.

На данный момент музей и педагогика – это очень близкие системы. Несколько веков музей существовал в качестве института, который собирает, сохраняет, изучает артефакты, документы, произведения искусства, и представляет их зрителю. Ход событий изменил 1931 год, когда в труде «Музей – образование – школа» Ганса Фройденталя появился термин «музейная педагогика». К музейной деятельности добавилось приобщение зрителей разного возраста к искусству, и музей стал проводником между человеком и миром искусства.

Музейная педагогика отличается от педагогики как таковой своей не формальностью, демократичностью, отсутствием жестких схем. Образовательная деятельность в музее имеет более свободную форму – это не школьные занятия, она не предполагает учебный процесс с уроками, звонками, проверочными работами и экзаменами. Цель музейной педагогики – не образование человека, а его знакомство и крепкая дружба с искусством.

К сожалению, мы не можем полностью наблюдать насколько наши музейные занятия оказались полезны для конкретного человека. Зачастую встретившись и побеседовав с уже выросшими детьми, посещавшими наши занятия, мы с радостью узнаем, что их жизненный и профессиональный путь связан с миром искусства. И от такого знания нам становится очень приятно и радостно: взаимодействие с искусством и музеем никогда не проходит мимо.

Музейный педагог ставит перед собой много задач, самая главная из них – научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя. Даже если он захочет стать художником, дизайнером, архитектором, это будет человек, способный видеть прекрасное во всем. Человек, который ценит, понимает, видит красоту, создает ее в этом мире, тонко чувствует ее везде, во всех проявлениях жизни.

Образовательные программы нашего музея довольно разнообразны и направлены на широкую аудиторию. В программе «Северная палитра», например, мы ведем занятия для логопедической группы дошкольного возраста. Дети с нарушениями речи знакомятся с творчеством якутских художников, графиков и живописцев: на таких занятиях у детей расширяется словарный запас и выстраивается речь.

Другая музейная программа «Арт сад» ориентирована на дошкольников. Специфика и уникальность этой программы в том, что дети сначала знакомятся со сказками, рассказами, историями классиков детской литературы – Чуковского, Маршака и многих других. На основе этих замечательных произведений дети создают свои рисунки. Мы провели несколько выставок детских работ, в которых п показаны все работы участников программы. В планах у нас снятие мультипликационного фильма на основе детских рисунков с использованием русских народных загадок.

В образовательном проекте «Чтоб не пропасть поодиночке» мы сотрудничаем с общественными организациями и коррекционными школами. Занятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проводятся в формате арт-терапии и состоят из практических занятий, совместных мероприятий и увлекательных экскурсий.

Для школьников начального, среднего и старшего звена мы осуществляем программу «Калейдоскоп», структура которой основана на календарных праздниках. Так, практические занятия посвящены Рождеству, Пасхе, празднику Победы в Великой Отечественной войне, Дню народного единства.

Искусство – место встречи. Проект «Музыка в музее» представляет собой синтез музыкального и изобразительного искусства: совместно с нашими дорогими друзьями из Высшей школы музыки и Музыкального колледжа мы проводим мероприятия на стыке двух творческих начал. Концерты, лекции, виртуальные экскурсии – все это позволяет наших юных слушателей знакомиться с миром музыки и искусства.

Рабочий день музейного педагога насыщен и полон интересных событий – все зависит от того, какие программы запланированы у нас на этот день. Если это «Музыка в музее», мы организовываем камерный концерт, где дети слушают классическую музыку, говорят о музыкальных направлениях, о композиторах и художниках. Если это практическое занятие – мы берем кисти, краски, мелки и творим. Такое арт-занятие может проходить не только в музее, но и в школах, детских садах. Мы считаем, что важно делиться опытом – иногда рабочий день музейного педагога посвящается подготовке к семинарам, конференциям, которые позволяют рассказывать о своих методических разработках и открытиях в сфере музейной педагогики.

Думаю, музейным педагогом может стать человек, который любит искусство и взаимодействие с людьми, а также легок в общении с детьми. Это человек-оркестр, открытый новому опыту и многим умениям: спеть песню, показать танцевально-музыкальные па, интересно провести экскурсию, уметь найти общий язык с людьми разного возраста и к каждому найти свой ключ.

Далее следуют ответы на вопросы от подписчиков:

Как организованы образовательные программы музея для детей?

Наш музей всегда рад посетителям. Сегодня одно из приоритетных направлений деятельности сделать музей радостным и увлекательным для его главных посетителей – детей. Опыт российских и зарубежных коллег показал: музей может быть интересен современным детям, он может стать местом незабываемых впечатлений, новых открытий и самовыражения ребенка. Поэтому музейные педагоги находятся в постоянном творческом поиске: создают экспозиционные, образовательные музейные проекты и акции для детей; разрабатывают специальные образовательные программы для различных категорий посетителей (воспитанников детских садов, школьников, студентов); проводят семинары, конкурсы, фестивали, также тематические музейные занятия. Привлекая богатейшие возможности музейного фонда, используя игровые интерактивные занятия, театральные импровизации, пластические этюды сотрудниками разработан спектр образовательных программ. Среди них выделяются специализированные: «Антирак», «Чтоб не пропасть поодиночке», позволяющие интегрировать в музейное пространство людей с ограниченными возможностями. Отдельного упоминания заслуживает детская музейная программа «Музыка в музее»,разработанная в тесном сотрудничестве с профессионалами в области музыкального искусства. Союз образных стихий -слова, музыки, живописи- позволяет более полно охарактеризовать ту или иную эпоху, творческую индивидуальность художника. Программа «Арт-сад. Съемки мультфильма» для дошкольников с применением информационных технологий в образовательной деятельности построена с учетом возрастной психологии: конкретного образного мышления, непосредственности восприятия, что является основным при формировании музейной культуры у этой возрастной категории.

Как дети, с которыми вы взаимодействуете, воспринимают искусство?

Дошкольники очень эмоционально воспринимают произведения искусства: картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные предметы. Старшие дети, с появлением жизненного опыта, способны к наблюдению, сравнительному анализу произведений искусства.

С какими трудностями может столкнуться музейный педагог?

Лично меня обескураживает, что общение с природой, народным искусством заменяется агрессивным визуальным потоком: рекламой, видео, гаджетами. Некоторые современные дети даже не представляют, что такое снеговик и никогда его не лепили, поэтому при рисовании подобного сюжета испытывают трудности.

Какие мотивы, сюжеты, темы обычно рисуют дети?

Дошкольники чаще рисуют небо и землю. Внизу любят изображать траву, цветы, деревья, людей, зверей, стоящих в ряд, а вверху всегда присутствует солнце и облака. Как правило, на выбор сюжета оказывает влияние настроение ребенка. Наши якутские дети очень любят рисовать графично, используя карандаш или фломастер. Самый частый персонаж их рисунков – лошади.