Про Музей: Сотрудник службы безопасности
30.07.2020

Рубрика «Про Музей» приоткрывает завесу таинственности над музейными профессиями, знакомит с сотрудниками музея и раскрывает любопытные факты из истории музея и его экспонатов. Сегодня поделится своими впечатлениями о процессах музейной деятельности и подробностями своей работы Владимир Данилов – сотрудник отдела службы безопасности НХМ РС (Я).

Для меня музей – это сокровищница, в которой хранятся работы талантливейших людей, отражающие становление нашего времени, сплетение культур, религиозных, политических взглядов разных народов. Ничто так не отображает призму времени как искусство, позволяющее раскрыть сокровенное.

Музей кропотливо собирает, хранит и оберегает уникальные исторические экспонаты, он старается и будет стараться создавать плодородную почву для творчества, передавать культурные, духовные ценности подрастающим поколениям, знакомя с работами великих художников и мастеров. Как любая сокровищница, музей нуждается в защите как от внешних факторов, так и внутренних. Задача моего отдела заключается в том, чтобы держать степень безопасности музея, музейных экспонатов и посетителей на максимально высоком уровне.

Согласно пирамиде потребностей Маслоу, потребность в безопасности – это одна из важнейших потребностей человека. В нашей повседневности мы сталкиваемся с опасностями и вопросами безопасности. Особенно ярко это выражено в музейной сфере: сохранение музейных предметов и коллекций является одной из базовых функций музеев во всем мире.

В 2008 году, во время студенчества, я устроился на летних каникулах на подработку в охранную организацию, которая на тот момент обеспечивала охрану музея. Прошел обучение, получил лицензию и приступил к обязанностям сотрудника охраны. Тогда я впервые познакомился с этим прекрасным музеем, был под впечатлением от его красоты и возвышенности. И с рвением очарованного молодого человека приступил к своей трудовой деятельности. Именно тогда произошла моя судьбоносная встреча с искусством и культурой.

В 2011 году меня пригласили на собеседование в создаваемый отдел службы безопасности. На тот момент у меня уже был определенный опыт в охранной деятельности, знание объекта, коллектива и даже определенное понимание слабых сторон в обеспечении безопасности музея. Со временем защищенность вышла на более высокий уровень и когда гости с других музеев это замечают и оценивают, становится приятно, что я был неотъемлемой частью этого становления.

Рабочий день сотрудника службы безопасности в музее начинается за три часа до прихода первого посетителя. Сотрудник службы безопасности проводит полный обход здания и прилегающей территории музея, проверяются: пломбы кабинетов, инженерные системы; эвакуационные выходы, фотоопись и топоопись экспозиционных залов, целостность замков, ворот, доводчиков, работоспособность технической системы охраны, протоколов сработки сигнализации, видеонаблюдения, анализ действий сотрудников охраны в ночное время. В случае обнаружения каких-либо нарушений, проводится служебная проверка.

Во время инструктажа в отделе службы безопасности, распределяются зоны ответственности, проводятся регламентные работы с технической системой охраны и инженерными сетями. Сотрудник службы безопасности обязан проконтролировать любые работы, проводимые на территории музея. В случае необходимости передвижения музейных экспонатов для обеспечения их безопасности от возможных опасностей привлечь к работе сотрудников хранения и экспозиционно-выставочного отделов. Опасностью может стать вода под давлением из отопительной системы, грязь, пыль из под навесных потолков и иные явления, способные навредить музейным экспонатам.

Главная обязанность в нашей работе – организация постоянного контроля обстановки на территории музея с помощью систем видеонаблюдения и технических средств охраны, а также оперативное оповещение по соответствующим схемам дежурных служб, ответственных сотрудников и правоохранительных органов при обнаружении нештатных ситуаций. Одним из важнейших аспектов является обеспечение безопасности наших посетителей. Сотрудники периодически проходят инструктажи, обучение, проверку знаний действий в случае чрезвычайных ситуаций и оказание первой помощи при необходимости. Проводятся учения по эвакуации в случае пожарной тревоги или другой опасности.

На каждое мероприятие в музее выдается «паспорт мероприятия». В нем указано количество посетителей, приглашенные и их размещение, место проведения мероприятия, вносимое оборудование. Каждый сотрудник службы безопасности получает четкий инструктаж действий в своей зоне ответственности.

Конечно, не могу раскрывать всех аспектов работы отдела, но некоторые постараюсь описать. Службе безопасности подконтрольны:

- Физическая охрана. Для обеспечения безопасности экспозиции каждый сотрудник службы безопасности знает коллекцию, которая выставлена в его зале, контролирует соблюдение всех мер безопасности, ведет учет в журналах температурно-влажностного режима и изменений в экспозиции. Наши объекты имеют свою специфику, сложность и требования, которые должны быть учтены – обучение, инструктажи, проверка знаний важная часть работы сотрудника службы безопасности с персоналом.

- Техническая система охраны. Любая неисправность системы должна устраняться оперативно и в максимально короткие сроки.

- Документация. Важная и неотъемлемая часть контроля качества работы. При экспозиционно-выставочной деятельности ответственным сотрудникам службы безопасности выдаются топографические описи, в которых указаны: автор картины, наименование, размер, присвоенный инвентарный код и месторасположение. После, составляется фотоопись экспозиции, которая позволяет визуально закрепить месторасположение картин и осуществлять оперативную проверку. Любые передвижения музейных экспонатов имеют свои сопровождающие документы.

В целом, образно говоря, можно представить отдел службы безопасности как раствор, который скрепляет кирпичики разных инструментов сферы обеспечения безопасности в единую крепкую стену.

Далее следуют ответы на вопросы от подписчиков:

Сталкиваетесь ли Вы с какими-нибудь сложностями в своей работе?

Охрана музея осуществляется частной охранной организацией и, иногда, в случае ее смены на другую организацию, приходится проводить обучение сотрудников охраны с самых азов. Требования высокие, техническая система охраны сложная, правила внутримузейной безопасности затрагивают много аспектов функционирования музея.

Как нужно соблюдать безопасность экспонатов музея с точки зрения посетителя?

Каждый музейный экспонат беззащитен перед любыми внешними факторами и правила созданы для того, чтобы сохранить и уберечь от любых возможных опасностей:

1. Запрещается проносить оружие, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества, колющие и режущие предметы, стеклянную посуду, чемоданы, крупногабаритные предметы, свертки и сумки.

2. Сохранять дистанцию, не подходить близко к музейным экспонатам. Не трогать музейные экспонаты руками.

3. Проносить напитки или иные пищевые продукты строго запрещено.

4. Запрещается проходить на территорию в нетрезвом состоянии, проносить и распивать спиртные напитки, в том числе и слабоалкогольные.

5. Запрещается проводить на территорию домашних животных.

Пандемия COVID-19 вводит свои корректировки в работу музея: особенно важно сохранять социальную дистанцию и носить маски.

Какими необходимыми качествами должен обладать сотрудник службы безопасности на Ваш взгляд?

Ответственность, культура поведения, волевые качества, стрессоустойчивость, моральная устойчивость и, конечно, обучаемость… Сотрудник службы безопасности должен отвечать возложенному на него доверию: чаще всего он прибывает первым в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций и должен быть готов к принятию своевременных, адекватных решений, держать ситуацию на контроле.

Есть ли у Вас любимый экспонат в музее?

Мне очень нравятся работы, связанные с символом Якутии, ее важной культурной ценностью – героическим эпосом Олонхо. Образы, созданные руками талантливых творцов – Валерианом Васильевым, Владимиром Карамзиным, Эллеем Сивцевым – запоминаются: сильные, волевые, смелые боотуры и агрессивные, искаженные чудовища Нижнего мира очень ярко выражают вечную борьбу добра и зла. Каждый раз, стоя перед этими произведениями, передо мной раскрываются все новые и новые детали.