Тезисы с лекции «Графика Якутии»
14.02.2020

7 февраля в НХМ РС(Я) в рамках публичной программы выставки, посвященной 90-летию художника Владимира Карамзина состоялась открытая лекция куратора Галины Гаврильевны Неустроевой. Главный научный сотрудник рассказала о становлении школы якутской графики и о тех художниках, которые внесли свою интонацию, свой большой вклад в искусство Якутии –Эллэе Сивцеве, Ефиме Шапошникове, Макаре Филиппове, Владимире Карамзине, Афанасии Мунхалове и Валериане Васильеве.








Представляем вниманию читателей тезисы открытой лекции:

Если углубляться в историю, то первым профессиональным художником из народа саха, получившим образование графика, был Петр Петрович Романов. В 1934 году он закончил Московский художественный институт и год спустя сделал первую выставку графики и плаката в Якутске.

В 1945 году состоялось открытие Якутского художественного училища, и это очень значимое событие в культурной жизни Якутии в трудные времена войны. В этот год в новое училище поступили художники, которые стали костяком, основой, сердцевиной для развития якутского изобразительного искусства: Олег Ковалевский, Михаил Лукин и тот, которого позднее станут называть отцом якутской графики – Эллей Сивцев.

В 1956 году Эллей Семенович Сивцев, закончив Московский художественный институт им. Сурикова, вернулся в Якутию и работал в книжном издательстве. В начале 60-ых годов, получив образование в Москве, в Якутск приехали Лаврентий Михайлович Неофитов, Валериан Романович Васильев, Афанасий Петрович Мунхалов. Можно сказать, в то время образовался будущий костяк школы якутской графики. В конце января 1966 года в музее состоялась выставка «10 лет якутской графике». Название указывает на время: 1956 год – это год выпуска Эллея Сивцева из института. На этой выставке были работы семи художников, которые способствовали появлению якутской графической школы и ее выходу на международную арену.


Художник Эллей Сивцев



Сивцев Эллей Семенович. Гибель товарища. Серия «За власть Советов в Якутии». 1966


Эллей Сивцев, объединивший вокруг себя всех этих художников, считал, что графика всегда должна занимать первое место среди видов изобразительного искусства. Он был очень увлеченным графиком и был в центре творческой жизни того времени: художники дружили между собой, собирали предметы и часто проводили обсуждения.

60-ые годы – это время, когда художники и писатели думали и размышляли об истории своего народа, о его исторических вехах. Тогда была Великая Октябрьская революция, Гражданская война, люди еще помнили это время, их отцы и деды участвовали во всех этих исторических событиях – люди много обращались к теме истории. Работа характерная для развития якутской графики и первая работа, к которой я обращусь – диломная работа «Моя Якутия». Она выполнена в суровом стиле, который характерен для советского искусства 60-ых годов. До оттепели искусство было идеологизировано и в основном обращалось к героизированным образам. Суровый стиль рассказывал о простых тружениках и трудовых буднях, о том, что в истории нашего времени были и другие моменты. В этой работе Эллея Сивцева, на фоне солнца человек, который потерял своего товарища. Так в якутском искусстве появляется любимая техника графиков – линогравюра. Эта техника связана с более монументальными, крупно-плановыми, в какой-то степени резкими чертами.

С именем Ефима Шапошникова связано развитие якутской книжной иллюстрации. Первые работы графика экспрессивны и связаны с темой Севера. Его серия «Мир детства» состоит из трех листов, и передают очень теплую атмосферу. Видно знание и понимание того, как держатся дети, что их интересует и волнует – художник считал, что глядя на иллюстрацию в книге дети никогда не должны скучать.




Шапошников Ефим Михайлович. Ысыах Победы. Серия «Люди реки Соргучан». 1969-1970



Неофитов Лаврентий Михайлович. Рыбаки на Лене. 1963



Филиппов Макар Егорович. Полярник. 1965


Декоративная, очень раскованная композиция – характерная черта для графики Ефима Михайловича. Художник прожил не долгую жизнь, одна из последних его серий «Люди реки Соргучан». Это размышление художника о том, как должны жить люди и каково человеческое счастье.

Лаврентий Неофитов учился, как и Эллей Сивцев, в Московском государственном художественном институте им. Сурикова, в мастерской Кибрика – одного из самых известных советских художников-графиков. Именно Лаврентий Неофитов ввел лирико-эпический пейзаж в графику Якутии. Художник родился в Чурапчинском улусе, в селе Мындыгай – именно там он встретил Афанасия Мунхалова, который воспитывался в детском доме. Заметив его талант к рисованию, он посоветовал ему поступить в ЯХУ и стать художником.

В 1952 окончил Якутское художественное училище, а в 1962 году графический факультет Художественного института им. Репина, Макар Филиппов. С его именем связано появление очень экспрессивных пейзажей, которые могут показаться «недоделанными». Эти большие черные пятна, силуэтное изображение лошадей, всадника, горы вдалеке – все это являет очень экспрессивный образ реки Лены.

Владимир Карамзин окончил художественное училище в 1956 году и начал с портретной и пейзажной живописи. На первой выставке якутских графиков, художник показал три листа – работа «Озеро», представленная на ретроспективной выставке, была в их числе.

1967 год для Советского союза был годом празднования 50-летия Великой Октябрьской социалистической республики. В это время проводились большие Союзные и региональные выставки и якутские графики стали очень активно принимать участие на этих выставках. В том году Владимир Карамзин выступил с работами, о которых мы сейчас говорим «классические произведения якутской графики» - это серии «Якутские народные песни», «Война» и «Амгинский пейзаж». Все они свидетельствовали о появлении художника со своим видением и стилем, ни на кого не похожего.


Карамзин Владимир Семенович. Кумысопитие. Серия «Праздник Ысыах». 1968



Мунхалов Афанасий Петрович. Лошадки моего детства. Из серии «Сага о Чурапчинском переселении». 2003


Владимир Карамзин был художником, который очень быстро рос. Одной из его любимых тем является тема празднования ысыаха, который вовлекает весь народ. Во всех сюжетах художника есть дух, присутствующий в ысыахе.

Если Эллей Сивцев всегда тяготел к повествовательности, Неофитов создавал пейзажи, Филиппов делал очень экспрессивные работы, то характерная особенность Карамзина – это идущий от сердца интерес к материальной культуре, к истории народа, к фольклору.

В 1967-68 гг. наши художники начали выступать на больших выставках и все поняли, что образовалась якутская графическая школа. Так, в 1967 году Афанасий Мунхалов принял участие на международной выставке, которая состоялась в Берлине. На этой выставке принимали участие всемирно известные художники – такие как Пикассо, Мазереель – и серия Мунхалова про Север не потерялась в этом огромном пространстве. Это говорит о том, что якутские художники уже имели свое лицо, и их работам невозможно было затеряться в мире искусства.

Композиция «Слушают мир» из серии «Мой Север» Афанасия Мунхалова – это одна из самых известных работ, ставшая эмблемой якутского искусства. Иннокентий Потапов рассказывал про ее историю: с 31 октября по 18 декабря 1965 года в рамках проекта научно-исследовательского Института языка и культуры ЯАССР искусствовед с Афанасием Мунхаловым были в Среднеколымском улусе с целью сделать зарисовки с костюмов народов, живущих там. Полтора месяца они ездили по тундре, встречались с людьми, делали наброски для рисунков и будущих статей. Когда они жили в юрте у молодоженов, оба заметили, что молодая пара всегда старалась им помочь, но в то же время быть неприметными. По вечерам они часто слушали радиолу и однажды Афанасий Мунхалов сказал: «О, слушают мир».

В годы Великой Отечественной войны художник Афанасий Мунхалов остался сиротой в 8 лет. В 1942 страшная засуха настигла Чурапчинский улус, было решено перенести колхозы в Булунский и Кобяйский улусы, чтобы спасти людей от голода и помочь советской армии добывать рыбу. Среди переселенцев была и семья художника – 17-летняя сестра и мать. В пути много людей умерло от холода и голода. На новом месте никто их не встретил и не ждал. Есть книга о чурапчинских переселенцах, в которой говорится о том, что люди умирали чуть ли не каждый день. И так же в один день у Афанасия Мунхалова умерли его близкие – мама и сестра. Об этом он не рассказывал долгое время. Серия «Сага о Чурапчинском переселении», которую он сделал в 2000 году, состоит из нескольких листов и рассказывает об одиноком возвращении одного человека из большой семьи в родной алаас. В этой серии есть лист «Лошадки моего детства» – это сказ о не доигранном, военном детстве.


Васильев Валериан Романович. Счастье. Триптих «Ньургун Боотур Стремительный». 1968-1969


Все люди, знакомые с Валерианом Васильевым, рассказывают о том, что это был интеллектуал с энциклопедическими знаниями, человек, который жил искусством, творил искусство и был одержим искусством. Покинувший нас в 32 года, он оставил после себя огромное количество работ в самых разных техниках, которые он собрал всего за восемь лет творческого бытия.

Графики Якутии собирали предметы народно-декоративного прикладного искусства и у многих из них есть предметы, которые они рисуют в своих работах. Валериан Васильев очень внимательно и глубинно изучал не просто якутское наследие, но и мировое искусство. Вокруг него всегда собирались художники, любящие размышлять.

У Валериана Васильева остались записи, где он пишет о том, что много думал о народном эпосе и в серии «Ньургун Боотур Стремительный» для художника было важно показать именно саму идею олонхо – борьбу добра и зла. В этих листах усматриваются отголоски русского народного лубка. В листе «Гибель богатыря Нижнего мира» изображена сцена из олонхо, в котором идет борьба между богатырями двух миров, а при падении проигравшего, к нему на помощь бежит его сестра Кыыс Кыскыйдаан.

Работу «Счастье» из этой серии можно назвать абсолютным листом счастья. Композиция решена очень просто: молодая пара на расцветающей земле. Фон с обилием орнаментов вторит символу мира и счастья, покоя и уюта на земле. Это то, за что боролись герои якутского народного эпоса – и все это есть в листах якутских графиков.


Выставка, посвященная 90-летию Владимира Карамзина, работает для всех посетителей с 3 февраля по 28 февраля 2020 г. в Выставочном зале НХМ РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 12, 2 этаж.
Справки по тел.: 8 (4112) 33-52-79