Виртуальная выставка «Унесенные ветром революции...»
04.06.2021

В канун двух масштабных юбилейных дат - 120-летия со дня рождения художника и в преддверии 100-летия Республики Саха (Якутия) - Национальный художественный музей РС (Я) представляет уникальную выставку произведений советского художника, поэта, журналиста Василия Павловича Беляева (1901-1942). Главным событием в истории Якутии ХХ века стало обретение ею в 1922 году государственности в форме автономной советской социалистической республики – ЯАССР. Республика стала действенным орудием строительства новой жизни, модернизации всей экономической, общественно-политической и культурной жизни населения. Но каким путем это досталось, сколько человеческих судеб было положено на создание новой действительности знает только история и ее безостановочный, словно беспристрастный маятник, ход. Графические листы Василия Беляева, запечатлевшие роковые моменты братоубийственной гражданской войны в Якутии, лица и образы людей той эпохи, а также последующую жизнь советской республики, словно опалены теми событиями - за внешним спокойно-повествовательным характером произведений чувствуется глубокий трагический надрыв, авторские переживания о судьбе якутского народа, ставшего ему таким родным и близким за полутора года пребывания и работы в далеком суровом крае.

К 1917 году Якутия, являясь составной частью Российской империи и подчиняясь общим закономерностям общественно-политического, социально-экономического развития, влилась в общий революционный поток модернизации страны. История гражданской войны в России – это не только история противоборства белых и красных, но и история самоорганизации народа с оружием в руках, защищавшего свои интересы в форме повстанчества в условиях вооруженной борьбы за власть между большевиками и их противниками. Итогом гражданской войны явились колоссальные бедствия, понесенные народами разрушенной Российской империи. Идейный раскол народа привел к тому, что люди, говорившие на одном языке, смотрели друг на друга как на врага. Хотя победа была одержана красными, страдали от гражданской войны «наши и не наши». Это лишний раз подтверждает истину, что победителей в гражданской войне не бывает. У каждого была своя правда, все дрались «за Россию», «за Родину»…

Графические произведения Василия Беляева «выхватили» и запечатлели из жизни вновь зародившейся Советской Якутии период с 1931 по 1933 годы, есть листы, датированные 1937 годом. И даже такое непродолжительное пребывание в новой республике показало художнику, насколько кровопролитными и трагическими явились воспоминания о событиях Гражданской войны в северном крае, насколько невосполнимой и кровоточащей была рана и скорбь у якутского народа по тем потерям, которые произошли во время битвы, где не было чужих и своих, где брат убивал брата, где власть «окрашивалась» то в белый, то в красный цвета, где не было правды и неправды, а лишь непонятное, неясное безвременье. Творческий период автора, посвященный Якутии, вместил в себя два крупных цикла «Гражданская война в Якутии» и «Советская Якутия», помимо этого имеется целая галерея портретных образов якутян разных занятий и профессий, написанная с большой любовью и уважением к портретируемым. Если говорить о самой личности художника, то Василий Павлович Беляев учился в Строгановском училище и во Вхутемасе (1918—1921), окончил отделение археологии и искусствоведения МГУ. Участвовал в первой русской художественной выставке в Берлине (1922), художественных выставках «Десять лет РККА» (1928), «15 лет РККА» (1933), «Советский Дальний Восток» (1928). В 1931 году в Москве состоялись две персональные выставки Беляева, сначала во Всекохудожнике, затем в клубе писателей. Совершил несколько творческих поездок по Арктике: в 1929 году на ледоколе «Александр Сибиряков», в 1930 году — на ледоколе «Малыгин». Участвовал в зверобойной экспедиции Совторгфлота. Совершил творческие поездки на Алтай (1924), в Узбекистан и Туркмению (1925), Закавказье (1926), Бурят-Монголию и на Дальний Восток (1928).

В Якутии художник работал по заданию местного ЦИКа в 1930—1931 годах в течение полутора лет. По итогам поездки были проведены многочисленные выставки работ Беляева в городах Якутии, Москве и Ленинграде. Тогда же Беляев написал и опубликовал поэму «Хохочой» (другое название произведения «Поэма о гибели семнадцати». Издано в Якутске в 1932 году). По результатам многочисленных поездок по стране сделал несколько серий работ. В середине 30-х годов совершил несколько творческих экспедиций по Советской Азии. Мастер книжной графики — иллюстрировал книги Н. Шпанова, М. Пришвина, и др. Василия Беляева называли одним из пионеров советского изорепортажа. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ, музеях Рязани, Вологды, Калуги, Ашхабада. Участник Великой Отечественной войны, пропал без вести под Сталинградом.

Самый главный авторский цикл «Гражданская война в Якутии» подобен изорепортажу военного корреспондента. Цикл вместил в себя около 15 графических листов, где график непредвзято воспроизводит перед зрителем события братоубийственной войны. Самые знаковые произведения из данного цикла посвящены кровопролитной битве при Саhыл Сыhыы, где художнику сквозь пелену времени удалось воспроизвести глубокое противостояние двух ярких личностей Гражданской войны – белогвардейца, генерала А.Н. Пепеляева и советского военачальника И.Я. Строда. Беспристрастность запечатленных событий, свойственная автору, на самом деле полна внутреннего динамизма и накала. Художник словно с места военных действий повествует нам о многодневном противостоянии, которое началось 13 февраля 1923 года, когда белые под командованием генерала Анатолия Пепеляева осадили красноармейский отряд Ивана Строда в якутском зимовье Саhыл Сыhыы. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в этой драме с участием нескольких сотен человек отразилась вся Гражданская война с её своеобразием, ужасом и героизмом. Одним из самых ярких в эмоциональном плане можно назвать произведение «По пепеляевцам!» (1932). Словно военный плакат или фотокадр, лист запечатлел красного бойца, прицелившегося в противника. Во взгляде воина читается многое – и ненависть к врагу, и решимость, и призыв. Создавая свои работы, Василий Беляев остается верным принципу журналистики – точность передачи событий и правда, поэтому многие произведения, особенно из цикла «Гражданская война в Якутии» похожи на очерки – присутствует некая нарочитая этюдность, художник передает лишь летопись увиденного или услышанного. Так, произведение «Совещание у Ивана Строда» (1932) на первый взгляд спокойное и малодинамичное, на самом деле полно внутреннего накала и экспрессии. Известно, что, отстаивая свои позиции в многодневном бою, воины Красной Армии во главе со своим военачальником, строили баррикады из трупов своих же однополчан (до этого несколько дней баррикады сооружались из навоза). Лист, в свою очередь, внешне запечатлел лишь композицию, где есть фигуры совещающихся и фигуры лежащих воинов. …Пулемётный огонь постепенно разрушал навозные стены, поэтому красным пришлось строить баррикады из замёрзших трупов людей и лошадей. Позднее Строд писал в своих мемуарах: «Звякали пули о мёрзлые тела, отрывали пальцы, куски мяса, попадали в голову. От удара пули голова раскалывалась, и внутри был виден серый окостеневший мозг…». Необходимо отметить, что цикл «Гражданская война в Якутии» Василия Беляева является одним из немногих художественных произведений, посвященных данному непростому историческому периоду.

Интересен цикл «Советская Якутия». Одним из самых ярких произведений в данном цикле является лист «Егор Николаев - секретарь комсомольской организации» (1931). Автором запечатлен совсем юный, полный решимости 17-летний комсомолец. Художник будто рисует молодую, только что зародившуюся Якутию. Взгляд, полный отваги и силы, юное, но волевое лицо – все говорит о том, что график желает лишь светлого, безмятежного будущего столь полюбившемуся ему суровому краю. Портретные образы заслуживают отдельного внимания. В них есть некая чистота, чувствуется доверие модели к автору и, в свою очередь, уважение мастера к портретируемому, при всем при этом художнику удалось сохранить некую изорепортажность и плакатность в передаче изображаемого. Переживания художника за судьбу молодой республики в лицах, безграничное уважение к истории, национальным характеристикам, родному языку (многие надписи сделаны автором на якутском языке латиницей) – все это ярко и полновесно отражено в портретной галерее советской Якутии, запечатлевшей учителей, пионеров, школьников, работников колхоза, ударников труда, художников и режиссеров театра, бывших партизан и воинов. С данных графических произведений на нас смотрят удивительно чистые, родные лица, полные надежд на новую жизнь. Таковы произведения – «Ульяна Николаева - ударница труда», «Кирилл Гоголев - режиссер Якутского театра», «Егор Новиков с усовершенствованной им скрипкой», «Анна Атласова из Абагинской школы», «Загонщица карасей в невод», «Мария Борисова - активистка, женорг из Мастаха», «Мегежекские пионеры», «Георгий Туралысов - художник Якутского театра», «Коммунарка», «Охлопкова Анна - рабочая из золотого Алдана» и многие другие. Помимо портретных работ, автором также были зарисованы и трудовые будни Якутии – «Разгрузка на пристани Сунтара» и на «Кемпендяйском солеисточнике». Последнее произведение представляет особый интерес – как некий сюрреалистический сон художником показаны тяжелые трудовые будни, где грань между явью и сновидением стерта. Рабочему видится словно поэтапный сон вся его нелегкая работа на прииске. Данное произведение несколько отличается от общего ряда авторских работ, что говорит о творческом развитии художника, поиске им новых тем и способов их выражения.

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) представляет данный уникальный материал на сайте музея, а также на платформе Google Arts&Culture.


#ДеньРоссиивЯкутии