Выставка народного художника РСФСР и ЯАССР Терентия Васильевича Аммосова
07.04.2017

Национальный художественный музей РС (Я) приглашает Вас посетить выставку народного художника РСФСР и ЯАССР Терентия Васильевича Аммосова. Выставка работает с 31 марта 2017 года в Национальном художественном музее РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, 3 этаж.

Терентий Васильевич Аммосов родился 2 апреля 1912 г. в Курбусахском наслеге Усть – Алданского улуса. Резьбой по бивню мамонта начал заниматься с 1938 года, первые азы обучения получил у резчика А.В. Федорова. В 1948 г. вступает в члены Союза художников СССР. В его арсенале – многофигурная жанровая композиция и портрет, значительное место в творчестве мастера занимали шкатулки, кумысные кубки-чороны, портсигары, курительные трубки, ножи для разрезания бумаги, письменные приборы, ювелирные украшения. Сюжеты работ обращены к образам якутского героического эпоса, исторических былей, северной фауне и современной тематике. Такой широкий диапазон обусловил глубину и многогранность авторского повествования, завершенную целостность отражения жизни (композиции: «Олонхосут» (певец-сказитель) (1950); «Любовь в тундре» (1967), "Сенокосчики (1977)", "Проводы отряда (1982)".


Как и старые якутские мастера, Т.В. Аммосов с любовью резал предметы утилитарного характера – ножи, портсигары и гребни. Каждое изделие отличается затейливостью отделки, умело выявленной красотой материала. Легко удавались автору и миниатюры. Он мог свободно развернуть мотив хоровода или многофигурную сценку в небольшом блоке кости. В этом плане примечательна скульптурная группа «Нюргун Боотур и Сорук Боллур» (1958), высотой не более пяти сантиметров.

Художник мастерски владел инкрустацией и интарсией. Сочетая эти виды техники, он успешно выявлял молочный цвет кости и золотистые оттенки корня березы, которые, взаимно дополняли друг друга, обогащали эстетическую ценность сложных комплектных изделий («Настоль­ный прибор», 1976; комплекты шахмат по мотивам олонхо - более 10 вариантов).



Т.В. Аммосов один из первых обращается к созданию сюжетных комплектов шахмат на тему олонхо. Его всегда при­влекал богатый красочный мир якутского героического эпоса, который нашел свое пластическое решение в оригинальных по художественному замыслу шахматах. В комплекте, созданном в 1980-е годы на условном поле боя, узорчатой шахматной доске, сталкиваются светлые и темные силы. Общепринятое деление шахматных фигур на белые и черные ма­стер осмысливает сквозь призму мифологических образов дуальной кар­тины мира олонхо: белые представляют «солнечное» племя людей, чер­ные силы Нижнего мира находят воплощение в фигурах темного цвета.

Терентий Васильевич часто обращался к созданию шкатулок, будучи при­знанным мастером и в этом жанре резного искусства. В музейной кол­лекции более десяти шкатулок, выполненных резчиком в разные годы; как и чороны, они носят тематический характер. В их вариациях увлекают образная интерпрета­ция, широкий диапазон исполнительной техники; в содержа­нии и трактовке узора резчик обращается к фольклору и якутской народной культуре.

Работал Т.В. Аммосов плодотворно, достигая совершенства в плоско­рельефной и тончайшей сквозной резьбе. Как истинно народный мастер, он не мог не создавать традиционно украшенные узорами кубки - чороны, которые веками изготовляли прадеды из дерева для кумысного праздника ысыах. Каждый кубок он посвящал опреде­ленной теме. На значительной части чоронов, имеющихся в коллекции музея, сюжеты и орнамент передают идею плодородия и изобилия, что вполне соответствует семиотическим функциям чорона, непременного атрибута весеннего кумысного праздника возрождения природы.

Личность Т.В. Аммосова - яркое явление в истории изобразитель­ного искусства Якутии. С его именем связаны возрождение и развитие традиций орнаментально-сюжетной композиции, обновление круга тем и образов, расширение границ жанров и техники резьбы по бивню ма­монта, что определяет весомый вклад мастера в изобразительное искус­ство Якутии. Экспозиция, посвященная 105-летию художника со дня рождения, примечательна тем, что на вернисаже будут представлены работы внуков и правнуков, достойных продолжателей талантливой мастеровой династии семьи Аммосовых.