Выставка Семена Николаевича Пестерева, посвящённая 100–летию со дня рождения
06.09.2017

Национальный художественный музей РС (Я) приглашает Вас на торжественное открытие выставки, посвященной 100 – летию со дня рождения Семена Пестерева, заслуженного деятеля искусств ЯАССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Открытие выставки состоится 13 сентября в 16.00 на 3 этаже Национального художественного музе РС (Я).

Семен Николаевич Пестерев родился 15 августа 1917 года. Резьбой по кости начал заниматься с 1947 г. Работал главным образом в области анималистической и жанровой скульптуры. С 1960 по 1972 г. преподавал в Якутском художественном училище. Член Союза художников СССР. Выставка произведений Семена Николаевича Пестерева (1917- 1983), заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина представляет малую скульптурную пластику из бивня мамонта. Композиции очень свободны, пластически раскованы, энергичны по лепке. Излюбленные мотивы костореза – охота, стремительные, полные динамики, собачьи и оленьи упряжки, лесная жизнь зверей, табуны коней, стада оленей на вольных пастбищах: «Нападение волков на оленя», 1956-1957; «Охота на медведя», 1957; “Медведица-рыбачка”, 1959; “Колхозный табун”, 1961.

С.Н. Пестерев постоянно совершенствовал свое мастерство. Его почерк на протяжении долгого творческого пути эволюционирует от натуралистичных изображений («Борьба с волками», 1952; «Нападение волков на оленя», 1953) до создания композиций, отмеченных динамичностью, выразительностью силуэта («Собачья упряжка», 1957; «Состязание оленей», 1959), и в дальнейшем к большей декоративной условности монолитных масс.

В сложных концентрированных построениях автор искусно достигал равновесия и цельности, создавал выразительные объемы и пластические ритмы, прорабатывая до мягкого блеска поверхность кости легкой шлифовкой, добиваясь эстетической выразительности материала. В работах «Старинная якутская свадьба», 1971; «С удачной охоты. Байанай», 1976; «Школьники Севера», 1977, компактное решение композиции, лаконичная пластика позволяют максимально сохранить блок бивня и ощутить во всей полноте декоративные свойства драгоценного материала. В произведении “Арканщик” (1958) резчик выступает как блестящий анималист, прекрасно знающий повадки и характер животных. Умело передает точный жест арканщика, упругую пластику бега и предельное напряжение внезапно остановленного оленя. Увлекательность и эмоциональность сюжета не вступает в противоречие с формой и спецификой самого материала. Ритмически организованная композиция построена фризообразно, в её образном решении большую роль играет изящный ажурный силуэт.

Обращался художник и к исторической тематике, и к современным реалиям жизни людей Севера («Обмен опытом», 1962; «Красноармейцы на Севере», 1968; «Дети сада на прогулке», 1968-1969; «На зимовье», 1977-1978). В основном, это многофигурные композиции, рассчитанные на профильное восприятие. С. Н. Пестерев режет произведения из цельного куска кости, расставляя фигуры по горизонтали — в длину, так что получается скульптура, похожая на двусторонние рельефы. Тип таких композиций с мотивом движущихся групп людей, животных разработан им в самых разных вариантах. Среди них — «Школьники Севера», 1977: «Встреча врача на селе», 1971-1973; «Солдаты революции», 1978; «Журавли на отдыхе», 1981; “Олени на переправе”, 1981.

Выставка работает с 13 сентября 2017 года в Национальном художественном музее РС (Я) по адресу: ул. Кирова, 9 (3 этаж). Справки по тел: 33-52-79