Жизнь и творчество художника Михаила Лукина
22.07.2020

Лукин Михаил Васильевич родился 5 декабря 1929 г. во II-м Тыллыминском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. В 1950 году окончил Якутское художественное училище (первый выпуск). После окончания училища поступил на живописный факультет Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (мастерская Д.К. Мочальского), который окончил в 1956 году. Умелый организатор, в 1959-1964 гг. был председателем Правления Якутского отделения Союза художников РСФСР.

Михаил Васильевич Лукин, живописец, имя которого неразрывно связано с живым созидательным ритмом страны: северное Заполярье, освоение природных богатств края, новостройки, уникальная природа и человек-труженик в этом мире. Эти темы вдохновляли мастера, и решал он их по-своему мощно, свежо и выразительно. Стремительно войдя в художественную жизнь творческого коллектива, и являясь его лидером, он внес неповторимую интонацию в общую картину изобразительного искусства Якутии. Его произведения, созданные по многочисленным поездкам и экспонировавшиеся на выставках, говорили – появился яркий, талантливый, ищущий художник, которому по плечу решение самых смелых задач в живописи.



Экспозиция «Пульс шестидесятых», представляющая искусство Михаила Лукина на протяжении его коротких жизненных лет, полностью опровергает утверждения о том, что художественная жизнь периода, когда он творил, была подавлена идеологией. Этюды, разнообразный натурный материал, сюжетные зарисовки, портреты, жанровые картины показывает необыкновенный вкус художника к жизни и свободному творчеству. Его романтически-мужественные полотна, такие как «Встреча в пути» (1962), «Рыбаки Индигирки» (1963), «Первый тракт алмазников» (1966) и др., значительно продвинули национальную школу к своим вершинам. Это было время активного творческого расцвета, пульсирующее в образах художника, идеях, экспериментаторстве, касающемся живописного и пластического языка и, как отмечал Михаил Лукин, «несущее настоящую правду жизни, глубоко волнующую зрителя». Обновленная концепция реалистического метода, который лежал в основе искусства молодого по возрасту, но зрелого мастера, позволила ему создать собственный стиль главными особенностями которого стали точность и лаконизм композиционных решений, обобщенность форм, звучность и экспрессивная выразительность цвета.



С искренностью и с какой-то генетически заложенной в нем острой интуицией, Михаил Лукин сумел вдохнуть в свои работы впечатления от поездок по Якутии. В многочисленных портретах, созданных в северном Заполярье, в молодых строящихся городах и поселках, зритель не увидит шаблонных образов, где доминирует не персонаж, а окружающая его атрибутика. Он создал крайне выразительные образы северян, будь то «Девушка в эвенкийской шапке» (1966) с ее мягкой ускользающей как у Джоконды улыбкой и загадочным взглядом, или многочисленные детские портреты, передающие всю возрастную непосредственность характеров. В портретах молодых строителей, художник выступает, то, как тонкий лирик, умеющий проникнуть в душевные переживания модели, то простым бытописателем. Живо и динамично написаны индустриальные мотивы, а сочный колорит и смелый мазок сделали его работы необыкновенно живыми, интересными и достоверными.




Великолепный живописец, он сумел показать природу родной Якутии, которая нерасторжимо вошла в творчество художника в ее многообразных оттенках. Наряду с традиционной лирической традицией, впервые в якутской пейзажной живописи ярко выявилась тенденция к героическому романтизму и монументализму.

Михаил Лукин в определенном смысле легенда якутского изобразительного искусства. Он был советским художником. Художником своей страны, своего народа, своего времени. И его творчество неотделимо от событий, свидетелем которых он был. В своих живописных воплощениях он передал неповторимый нерв эпохи, романтизм молодости, обращенный к происходящему в родном крае. Он сумел показать душу народов Севера – чукчей, эвенов, эвенков, юкагиров, отобразив панораму их труда, сурового быта, праздников и радостей. Благодаря ему, многие художники открыли для себя эту тему, и на протяжении десятилетий мы постоянно путешествуем в этом мире, который стал для нас осязаемо знакомым и культурно одухотворенным пространством.


Галина Сафронова, искусствовед



Выставка «Пульс шестидесятых» художника­-живописца Лукина Михаила Васильевича работает до 31 июля 2020 года в Выставочном зале (ул. Кирова, 12, 2 этаж). Режим работы с 10.00-18.00 (касса до 17.30). Выходные дни: суббота, воскресенье.


Справки по т.: 33-52-79