Арктика наша. К годовщине экспедиции челюскинцев и 86-летию открытия первой арктической станции «Северный полюс-1»

21.05.2023

На фоне сегодняшнего интереса к Арктике, большое значение приобретает  несомненный приоритет России  в её освоении.  В сложные годы становления советского государства, перед учеными была поставлена задача – сделать Северный морской путь действующей транспортной магистралью.  В декабре  1932 года создаётся Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме СССР. Его руководителем стал  директор Арктического института, ученый, математик, астроном, геофизик, географ и полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт.

90 лет назад, в августе 1933 года началась знаменитая эпопея, известная, как «челюскинская», закончившаяся в апреле 1934 года. Весь мир, без преувеличения,  наблюдал за событиями этой трагичной истории героев Арктики.   Ледокольный пароход «Челюскин» на котором отправилась экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта, был раздавлен льдами, не дойдя до Тихого океана. Но до Берингова пролива он дошел, доказав, что Северный морской путь можно освоить. Научная работа, проделанная коллективом ученых, дала ценнейший материал: наблюдения по изучению течений северных морей, измерению колебаний льда, его химии, гидробиологии, метеорологии.  Экспедиция «Челюскина» показала, как следует разместить ледокольный флот, чтобы обеспечить проход кораблей по Северному морскому пути, дала ряд ценных рекомендаций по конструкции арктических судов.

Опыт экспедиции на «Челюскине» натолкнул Отто Шмидта на идею создания на льдах в Арктике дрейфующей станции.  В составе экспедиции, высадившейся на лёд, были:   Иван Дмитриевич Папанин - руководитель, Евгений Константинович Фёдоров - метеоролог и геофизик,  Эрнст Теодорович - радист,  Пётр Петрович Ширшов - гидробиолог и океанограф. Станция «Северный полюс»  — первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция. Высадка экспедиции на лёд 21 мая 1937 года.

Станция «Северный полюс» стала первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станцией. Имя И.Д. Папанина связано не только с Арктикой, но и непосредственно с Якутией, где он работал в течение нескольких лет,  руководил строительством радиостанций на золотых приисках Алдана, а затем возглавлял полярные станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа и на мысе Челюскин. Папанин и его команда были героями своей эпохи. К моменту завершения операции льдина, на которой проходила экспедиция, начала таять и ломаться в Гренландском море, уменьшившись в несколько раз. Несмотря на тяжелые условия, в ходе экспедиции ученым удалось получить уникальные знания об Арктике и о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. Был открыт Большой подводный хребет, создана метеокарта Арктики. Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) вынесена была на юг, в Гренландское море. Льдина проплыла более 2000 км. Четвёрка зимовщиков и пёс Весёлый покинули льдину 19 февраля 1938 года. 

Результатом этой экспедиции стала возможность объявить права России на часть шельфа Ледовитого океана уже в наше время. 

В постоянной экспозиции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) можно увидеть уникальную работу чукотского мастера, представляющую моржовый клык с гравированными изображениями. Это развернутая сюжетная композиция о мужестве исследователей Арктики молодого советского государства. Произведение, посвящено двум ярким событиям страны, непосредственное участие в которых принимал чукотский народ. Это героический поход ледокола «Челюскин» через Северный Ледовитый океан (1933 г.) и открытие первой в мире арктической станции «Северный полюс-1» (1937 г.) на дрейфующей льдине.

Клык с сюжетными зарисовками, свободно расположенными на его плоскости, представляет пять композиций отделенных друг от друга орнаментальными вертикалями, где каждая последующая сцена является сюжетным продолжением предыдущей. Работа выполнена в традиционной манере чукотских резчиков с сохранением стилистических особенностей гравировки. Но мастер уже использует приёмы, позволяющие перейти от плоскостной манеры предшественников. Владея определенными зачатками линейной перспективы, он строит многоплановые композиции с уменьшением масштабности по мере удаления вглубь. Простой и лаконичный контурный рисунок, очень выразительно смотрится умелым распределением лёгких или плотных штрихов разнообразной формы с разной силой тонировок придающих изображениям объемность. Мастер расширяет и цветовую палитру в отличие от традиционного сочетания чёрного на светлом фоне поверхности клыка.  

1.jpg

Эпизод 1. «Челюскин» вмёрз в огромную льдину и» начались работы по подготовке к зимовке

На льду сделан первый аэродром. Пароход дрейфовал более пяти месяцев, пока 13 февраля 1934-го льды не раздавили его корпус и судно ушло в полярные воды.

Короткими черными и плотными штрихами передан корпус парохода с надписью «ЧЕЛЮСКИН», зажатого ледяными торосами и дрейфующего в арктических водах. Резчик изобразил морской лайнер в ракурсе из глубины композиции, используя всё поле поверхности, точно передавая подробности его оснастки в мягкой серо-коричневой гамме.

2.jpg

Эпизод 2. Лагерь экспедиции О.Ю. Шмидта

Перед зрителем разворачивается многоплановая композиция, повествующая о мужестве полярников, попавших после гибели парохода «Челюскин» в пятимесячный ледовый плен.

Ракурс сверху позволяет подробно рассмотреть палаточный лагерь челюскинцев на льдине. Отчётливо прослеживается стремление выстроить композицию не плоскостно, а по законам перспективы. Сочетание выразительного рисунка с разнообразной штриховкой, создают выразительную жанровую зарисовку с многочисленными бытовыми подробностями. На первом плане изображена кухня, сразу построенная полярниками. Вдали справа – сигнальная вышка.  Вокруг торосы льда, между которыми изображены занятые работой полярники. 

3.jpg

Эпизод 3. Эвакуация полярников в чукотский поселок Ванкарем, ставший основной базой спасательной операции в апреле 1934 года

Непосредственное участие в спасении челюскинцев приняли семеро летчиков: Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Сигизмунд Леваневский, Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. Их первыми в истории страны удостоили звания Героев Советского Союза. Участников похода «Челюскина» за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды.

Любовно и во всех подробностях мастер изображает радостный момент спасения полярников, используя более разнообразные цветовые сочетания в гравированный рисунок. На первом плане изображен тяжелый самолёт АНТ-4. Интересная деталь – закрытый от переохлаждения мотор. Достоверным фактом, воспроизведенным нашим художником, является прибытие на льдину двух небольших двухместных биплана-разведчика Р-5 за штурвалами которых были опытные Николай Каманин и Василий Молоков.

4.jpg

Эпизод 4. Иван Дмитриевич Папанин с собакой Весёлый и эмблемой станции

5.jpg

Эпизод 5. Станция СП-1 на дрейфующей льдине с четырьмя её участниками и лайкой «Весёлый»

Самая лаконичная композиция. Все сюжеты воспроизведенные мастером  тематически связаны между собой по смыслу и вместе составляют повествование о конкретных событиях. 

 


Поделиться