Как ориентироваться по выставке «Якутская графика: новый взгляд»
- Чем графика отличается от живописи?
- Значит, графика всегда черно-белая?
- Почему стоит посетить эту выставку?
- Как организовано пространство выставки?
Здесь вы увидите программную линогравюру «Думы якута» Афанасия Петровича Мунхалова (1935–2014) – мастера, который вывел в 1960-е годы графику Якутии на международную арену. На листе крупным планом, весомо, лаконично изображен портрет пожилого мужчины. Мунхалов создаёт психологический портрет целого поколения и вместе с тем ставит философскую проблему ответственности человека перед своим временем Размышления о Добре и Зле, о позиции человека в современном мире.
Афанасий Мунхалов, «Думы Якута» (1968, бумага, линогравюра)
Одной из представленных в пространстве работ является литография Владимира Давыдовича Иванова (1936–1982) «Утро». Ритмичными акцентами вводятся в композицию чорон и коновязи, круглящиеся линии земли и населённый птицами диск кроны священного древа. В центре листа – девушка в якутском национальном наряде. Хрупкость её фигуры подчёркивается тонкой вертикалью ствола древа, соединяющего Срединный и Верхний миры. Повторение друг в друге мотивов окружности и вертикали создаёт ощущение гармонии, мира и устойчивости.
Владимир Иванов, «Утро» (1972, бумага, литография)
В красном зале «АЛГЫС» показаны сюжеты, посвящённые мифу, фольклору, ритуалу в традиционной культуре народа саха. Композиции наполнены торжественной эпичностью.
Фольклорная традиция выступает одной из основных тем творчества Владимира Семеновича Карамзина (1930–2013). В его серии «Якутский героический эпос» кружевной орнаментальный узор фона образует своеобразный мелодический аккомпанемент. При детальном рассмотрении гравюры «Богатырь среднего мира в пути» зритель начинает различать в окружающем узоре многочисленные сцены, повествующие об эпизодах жизни и действиях героя. Здесь живут своей жизнью птицы-оборотни, чудовища-абаасы, стремительно летящие стрелы. Силуэты основных героев переданы черным пятном на светлом фоне и воспринимаются зрителем цельно с первого взгляда. В образе богатыря обобщённость форм и гиперболизация подчеркивают огромную физическую силу и мощь. Под стать ему и сказочный богатырский конь. Искусно организованная композиция листа позволяет перенести особенности эпического произведения в язык изобразительного искусства.
Владимир Карамзин, «Богатырь среднего мира в пути» из серии «Якутский героический эпос» (1969, бумага, штрих травлёный)
Одно из самых таинственных произведений пространства «Алгыс» – «Легенда о любви» Артура Дмитриевича Васильева (род. в 1953). Сюжет намечен в девяти карандашных рисунках. В центре разворачивается основное действие: торжественно-печально сопровождает героиню процессия из конных всадников, пеших носильщиков, собак и стада коров. Шествие зеркально отражено в нижнем листе. В шести листах по краям отдельными кадрами всплывают ключевые сюжетные точки истории. Как правило, подробное изложение событий в произведении помогает дополнить и разъяснить происходящее. Однако в «Легенде о любви» событийная насыщенность оставляет больше вопросов, чем ответов. С чем связана пугающая метаморфоза участников процессии в отражении? В каком порядке читать историю и что привело к трагическим событиям, изображённым в двух крайних нижних листах? Об этом вы узнаете, посетив экспозицию.
Артур Васильев, «Легенда о любви» (2002, бумага, карандаш)
Синий зал «АРКТИКА» показан как сложный сплав представлений художников о крайнем севере. Графические листы имеют выраженные этнические особенности в композиции, цветовой символике и технике исполнения.
Образ Арктики проходит лейтмотивом через все творчество Юрия Васильевича Спиридонова (род. 1952). В серии «Эскимосские мотивы» мастер в поиске стилистических качеств много экспериментирует, что сказывается в прикосновении к истокам аборигенного творчества и народного примитива. Он погружается в мир «унипаган» – сказок, притч, мифологических преданий эскимосов и создает цикл пастелей, где сохраняя содержание, самобытность и очарование мифа, извлекает из первоисточника яркие вспышки смыслов и ассоциации. Таким образом, древние легенды и предания в работах мастера обретают накал, художественную ёмкость и конкретность современного культурного мирочувствования.
Юрий Спиридонов, «Девушка-ворон» из серии «Эскимосские мотивы» (1999, картон, пастель)
С декоративно-прикладным искусством Севера перекликается аппликация юкагирского художника Николая Николаевича Курилова (род. в 1949). На чёрном фоне листа «После охоты на диких оленей» беспорядочно клубятся тонкие белые линии – арканы и десяток заостренных с одного конца коротких полосок – лезвия ножей. Среди этих линий проглядывают овалы шести ликов с узкими полосками глаз. Условно-стилизованное изображение с предельной лаконичностью выражает сложные идеи и понятия.
Николай Курилов, «После охоты на диких оленей» (2008, бумага цветная, аппликация)
- Как посетить выставку?
Увидеть выставку «Якутская графика: новый взгляд» вы можете в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, II этаж. Режим работы: среда 12.00-20.00 (касса до 19.30), четверг-воскресенье 10.00-18.00 (касса до 17.30), понедельник-вторник – выходные дни. Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79, 8 (4112) 33-52-80 (касса). Вход по Прейскуранту: для взрослых – 300 руб./чел; для дошкольников до 7 лет – 100 руб./чел., для лиц, не достигших 18 лет – 150 руб./чел.; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 200 руб./чел., пенсионеров – 200 руб./чел., многодетным семьям – 100 руб./чел., военнослужащим, участникамбоевых действий и членам семей мобилизованных граждан – 200 руб./чел. (при предъявлении соответствующих документов).Экскурсионное обслуживание по отдельной цене.