Адрес и часы работы
-
Адрес: ул. Кирова, 9Время работы: 10:00 - 18:00Выходные:ПонедельникВторник33-52-80 касса33-52-79 справки по тел.33-52-74 приемная
Эдуард Иосифович Васильев является одним из авторитетных художников Якутии, творчество которого является органической частью изобразительного искусства многонациональной России. Большой мастер, он известен своими неординарными произведениями, транслирующими мысли и размышления художника о времени, пространстве и происходящих в них событиях. Это и стало основным критерием содержания юбилейной экспозиции, в чём-то созвучной строкам поэта Андрея Вознесенского – «Живите не в пространстве, а во времени…».
Тематические работы художника, обращенные к былому нельзя отнести к привычному реализму, так как они многослойны по смыслам, которые могут быть не сразу заметны. В них сталкиваются как бы две плоскости – жизненное пространство минувшего, и восприятие его как факта, из нашего времени. Вполне закономерно, что в качестве первоисточника художник часто обращается к фотографии, творчески её трансформируя. Замысел автора прост и благороден - восстановить оборванную связь времен, вернуть из небытия, напомнить, ощутить себя частицей, берущей своё начало из прошлого. В конечном счёте, данный прием связывает знаковые эпизоды в единую цепь, отражая протяженность исторических процессов, что и воспринимается как состоявшаяся реальность в пространстве и времени к которой мы все причастны.
При кажущейся композиционной и сюжетной простоте, живопись Васильева всегда глубоко интровертна. Она как бы погружает в себя и потому глядя на его работы невольно вспоминается кантовская «вещь в себе». Его живопись изысканна и сложна для восприятия особым «васильевским» колоритом всегда узнаваемым. И что особенно привлекает – это то, что художник не стремится к броской выразительности и внешним эффектам. Он предпочитает внутреннюю силу и неспешный ритм. Это можно назвать игрой на паузе, когда картина раскрывается постепенно.
Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, Васильев уже в студенческие годы участвует в художественных выставках. Естественно и легко найдя себя в сложной полифонии современного искусства, он сразу добивается успеха и признания в профессиональной среде. В 1977 году на Всесоюзной выставке в Москве была отмечена его картина «Писатель Анемподист Софронов с отцом. 1907 год» (1977), получившая специальную премию. К этой работе художник шёл с 1966 года. Его поразила редкостная самобытность, вышедшего из глухого наслега человека и сумевшего благодаря исключительной силе духа, пройти через все испытания и до конца дней своих служить народу. Картина привлекает глубокой содержательностью, где центральное место занимают раздумья о первоначальном, о том, что стоит у истоков духовного формирования личности.
Приближать к нашим дням далеко отстоящее время – сквозная ось многих жанровых полотен Васильева. «Духовные истоки – культура, история, самосознание народа – центральные проблемы в творчестве Эдуарда Васильева» (И.А. Потапов, 1993).
Последнее значительное полотно автора – документальная картина «Ысыах для Иохельсона» (2018) над которой мастер работал много лет. Создание её можно определить с длительной дорогой, где каждый шаг автора в искусстве открывает еще одно измерение реальности, связанное с сюжетной линией памяти. И в этом длительном путешествии определенными вехами стали такие работы, как, «П.Н.Сокольников у Л.Н.Толстого. В Хамовниках. 1898 год» (1981), «Похороны ревкомовца» (1985), «Дети тридцатых», «Политссыльный в Якутске» (1987), «Братья» (2010) и другие.
Обращаясь к историческому событию, навеянному знаменитой фотографией, Васильев отходит от принятой традиции создания картины на тему национального праздника. Его концепция ломает логику современного зрителя, воспринимающего праздник, как величественный, яркий и радостный, символизирующий торжество жизни на земле, когда оживает природа. Перед нами с картины предстаёт впечатляющий реализм-сюрреализм в пространстве и времени. Не явное, а непривычное открывается в полотне, запечатлевшем по театральному созданную на природе первую постановку культового праздника. Лица изображенных этого странного действа, лишенные эмоциональной окраски, запечатлены для истории. Пейзаж, на фоне которого предстаёт иллюзия ритуального торжества, скорее пустынен. Природа только начинает свое движение к преображению, что демонстрируют сухие стволы берёзок у тюсюлгэ. Письмо художника монохромно и сдержанно, с богатыми тональными переходами, что придаёт предельную выразительность картине. И в этом можно усмотреть скрытую интригу того, что автор задался целью перезагрузить событие как таковое, вернуть его в своё пространство. Многие якутские художники обращались к данному сюжету, но подобное прочтение – это впервые. Полотно превосходно по своим художественным и эмоциональным качествам. Есть основание утверждать, что подобная интерпретация события невозможна для повтора, она оригинальна.
Мастер тематической картины, Васильев много работает и в жанре портрета. При этом раскрытие образа происходит у него через общую духовную атмосферу, которая определяет и психологическое состояние героев, и эмоциональную окрашенность, и пластический язык его искусства. Таковы, ставшие классическими «Портрет Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона» (1973), «Портрет костореза С.Н. Петрова» (1977), «Портрет художницы А.Л. Соргоевой» (1978), «Портрет скульптора Василия Бочкарёва» (1981), «Портрет художника И.Г. Избекова» (1985) и другие - выразительные, часто сдержанные по языку, но всегда привлекающие внимание своеобразной внутренней наполненностью.
Эдуард Васильев тонкий пейзажист. Обладая замечательным чувством тона, он достигает удивительной легкости в передаче северного неяркого колорита природы. В пейзаже преобладают летние и переходные к этому времени года, мотивы. Различны состояния, разрабатываемые в одних и тех же композициях, например «Этёх»: утро, вечер. Природа у него живёт на полотне в открытом световоздушном пространстве, где все элементы изображенного приведены в гармоничное единство мягких градаций цвета и тона. Колорит сдержан и мягок, в его основе зеленовато-охристые тона земли и неяркое, чаще спокойное голубовато-синее небо.
Эдуард Васильев, мастер одновременно ясный и загадочный. Живопись художника так похожа на автора, человека определенно настроенного на неторопливость, желание понять, глубже вникнуть. И в этом можно усмотреть скрытую интригу в том, что это осознанный шаг к развитию «скрытого зрения», к тому, чтобы наладить внутренний диалог со зрителем на знакомое и незнакомое, настроить на определённое настроение и атмосферу.
Как и положено в юбилей, экспозиция представляет разные этапы творчества художника, отражая многозначность и многоплановость его искусства. От работ наполненных внутренней экспрессией, напряженным или созерцательным настроением до самых свежих, представляющих зрителям красоту даров мира природы. Но все вместе взятые, они представляют единую цепь погружения в процесс высокого искусства, пропущенного сквозь призму собственного духовного мира художника.
Выставка работает для всех посетителей с 30 марта по 4 июня 2023 г. в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, 1 этаж, выставочный зал.
Вход по Прейскуранту: для взрослых –150 руб./чел; для лиц, не достигших 18 лет – бесплатно; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 80 руб./чел., для пенсионеров – 50 руб./чел., многодетным семьям – 75 руб./чел. (при предъявлении соответствующих документов). Экскурсионное обслуживание по отдельной цене.
Режим работы: среда 12.00-20.00 (касса до 19.30), четверг-воскресенье 10.00-18.00 (касса до 17.30), понедельник-вторник – выходные дни.
Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79, 8 (4112) 33-52-80 (касса)
Эдуард Васильев, «Писатель Анемподист Софронов с отцом. 1907 год» (1977, холст, масло)
Эдуард Васильев, «Ысыах для Иохельсона» (2018, холст, масло)
Эдуард Васильев, «Политссыльный в Якутске» (1987, холст, масло)
Эдуард Васильев, «Портрет художницы А.Л.Соргоевой» (1978, холст, масло)
Эдуард Васильев, «Утро». Левая часть. Из диптиха «Этёх» (1989, картон, масло)