Великая Отечественная Война: Герои/Антигерои

12.05.2025 - 29.06.2025

Адрес и часы работы

  • Адрес: ул. Кирова, 12, II этаж (здание «Комдрагметалл»)
    Время работы: 10.00 - 18.00
    Выходные:
    Воскресенье
    Суббота
    8 (4112) 33-52-80 касса

О выставке

В год знаменательной даты – 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) представляет выставку «Великая Отечественная Война: Герои / Антигерои». Экспозиция вместила произведения из фондов музея, репродукции плакатов творческого объединения Кукрыниксы Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, а также авторские работы членов Союза художников Якутии, созданные за последние годы.

…Великая Отечественная война закончилась 80 лет назад. Она изменила ход мировой истории, судьбы людей и всю карту мира. Нашему народу выпала участь противостоять мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооруженного противника – нацистской Германии и ее союзников. И мы выстояли и победили! За Победу была заплачена самая высокая цена – цена жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой след. Задача сегодняшнего дня, в том числе культурных институций – сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплоченностью, трудолюбием и самоотверженностью, но прежде всего невероятной любовью к Родине обеспечил мир, свободу и независимость новым поколениям. Концепция выставки выстроена таким образом, что на одной арене, своеобразном театре действий сошлись вновь герои и враги (антигерои) Великой Отечественной войны, запечатленные художниками в живописи и графике, декоративно-прикладном искусстве.

 Проникновенная, наполненная духом гражданственности и патриотизма, героико-патетическая линия представлена на экспозиции работами из коллекции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Подобный героическому монументу, в основе которого лежит идея памяти, предстоит перед зрителем герой Федор Попов. Определенный лаконизм, широта обобщения располагают к размышлению и сопереживанию. При кажущемся спокойствии произведение «Памяти Федора Попова» (1979) Павлова Н.А. насыщено внутренним динамизмом и напряжением. Строго, замкнуто лицо воина, в почти символическом жесте рук, положенных на автомат, - спокойная уверенность исполненного долга. Молодой солдат как бы мысленно всматривается в расстилающийся позади него родной пейзаж с низкой линией горизонта и тревожным, полыхающим закатом небом. Обладая свойствами памятника, холст сохраняет все качества большой композиционной картины – оригинальной и непривычной по стилистике.

Уникально, насколько крепко память человеческая сохраняет дорогие сердцу образы. В этом ключе интерес представляет монументальное полотно кисти Васильева Э.И. «Ини-бии. Братья» (2010). Созданное в излюбленной мастером стилистике старой черно-белой фотографии, произведение передает тихую, извечную скорбь о тех якутянах, которые целыми семьями ушли на фронт и так и никогда и не вернулись, навечно оставшись молодыми. Ностальгической грустью, трепетным уважением, светлым воспоминанием проникнуто произведение Корякина И.И. «Эһэм Корякин Дмитрий Николаевич сырдык кэриэһигэр. Памяти деда Корякина Дмитрия Николаевича» (2015). Сошедший с черно-белого кадра, родной человек так и остался в воспоминаниях где-то на алаасе, среди зеленого поля цветов, только тревожное, беспокойное небо, символически занимающее большую половину холста, повествует о трагической судьбе воина. К неоднозначному моменту периода войны относится живописное полотно А.П. Собакина «Память» (1989), где на автопортрете трагические глаза художника, сквозь пелену времени мысленно возвращаются к своей семье, родовому дому в Чурапче, на фоне которого объектив старого фотоаппарата запечатлел еще всю семью. Произведение «Вдова» (2010) Чикачева А.В. создано таким образом, что зритель буквально погружается в эту маленькую комнатку с кроватью и большим ковром на стене, чувствует всю боль и скорбь вдовы по ушедшим, память о которых она бережно хранит в двух фотографиях. К слову, в Якутской АССР, как и по всей России, после жестокой кровопролитной войны, вдовьими остались целые деревни и поселки… Героическую линию образов воинов на экспозиции продолжают полотно Жегусова Ф.С. «Отец и сын» (правая часть триптиха «Солдатам Великой Отечественной посвящаю») (1985) и работа Лукиной М.М. «Якутский снайпер Софрон Бушков» (2015). Возвышающиеся перед зрителями словно незыблемые вековые скалы, воины воссоздают славный и нерушимый облик скромного и доблестного якутского солдата. Эта же линия продолжена и в произведениях декоративно-прикладного искусства – скульптуре Добрынина П.И. «Краснофлотец» (1945), «Спасение товарища» (1947) и др. Проникновенно и трогательно образ якутского воина передает и документально-архивный материал, представленный на экспозиции – это письма пропавшего без вести юного сержанта Попова Василия Гаврильевича (1.11.1924 – август 1944), адресованные родным в Якутск и бережно доставленные военной почтой.

 …Во время Великой Отечественной войны информационную пропаганду называли «третьим фронтом», где был задействован весь культурный потенциал страны: печать, радио, кинематограф, литература, музыка, живопись. Её главной целью было сплотить народ против общего врага, и она ее выполнила блестяще, с первых дней войны став мощным и гибким психологическим оружием в борьбе с фашизмом. Наиболее доступным, ярким и эмоциональным средством агитации был плакат. Именно антигеройскую, хлесткую, динамичную, высмеивающую врага, линию на экспозиции воссоздают представленные плакат и карикатура, созданные творческим объединением Кукрыниксы. Под сложной аббревиатурой скрывались три художника: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, из начальных букв фамилий которых и получилось ставшее быстро популярным слово Кукрыниксы. Как только репродукторы объявили о начале войны, все трое поехали в редакцию газеты «Правда» и сразу же приступили к работе. Уже через несколько часов были готовы первые эскизы. Остроумные и злые карикатуры Кукрыниксов сопровождались простыми, легко запоминающимися рифмованными текстами и никого не оставляли равнодушным. Люди с нетерпением ждали выхода очередных карикатур. Смех давал им силы для дальнейшей борьбы. В 1942 году художники были удостоены высшей награды — Сталинской премии. Потом их будет еще четыре, а также Ленинская и Государственная премии. Помимо карикатур, объединение также создавало и серьезные произведения, написанные в духе советской живописи. Одним из таких является хрестоматийная работа «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» (1945–1946). Одухотворенные Победой, на волне мощного 45-го года, Куприянов, Крылов и Соколов создают произведение, которое затем вошло в миллионы учебников. Помимо этого, определенного внимания на выставке заслуживает серия живописных работ «Палачи народов» (1965). Особенно интересно сопоставить ее в контрасте с серией карикатур «Фашистские главари» (1942) якутского художника Избекова И.Г.

Смысловую основу выставки продолжают не только размышления о Великой Отечественной войне, но и думы о СВО и сегодняшнем мировом конфликте современных якутских авторов.

Внимание! Выставка будет работать для всех посетителей с 12 мая по 29 июня 2025 г. в Выставочном зале НХМ РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 12, 2 этаж (здание «Комдрагметалл»).

Вход по Прейскуранту: для взрослых – 300 руб./чел; для лиц, не достигших 18 лет – бесплатно; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 200 руб./чел., для пенсионеров – 200 руб./чел., многодетным семьям – бесплатно (при предъявлении соответствующих документов, qr-кодов). Экскурсионное обслуживание по отдельной цене.

Купить входной билет по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/vystavka-velikaya-otechestvennaya-voyna-geroi-antigeroi 

Купить билет с экскурсией по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/ekskursiya-velikaya-otechestvennaya-voyna-geroi-antigeroi 

Режим работы: понедельник-пятница 10.00-18.00 (касса до 17.30), суббота-воскресение – выходные дни.

Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79

Афиша.jpg