Инклюзивная экскурсия «Искусство Якутии» с тифлокомментированием по постоянной экспозиции музея

14.07.2023 - 29.12.2024

Адрес и часы работы

  • Адрес: ул. Кирова, 9
    33-52-80 касса
    33-52-79 справки по тел.
    33-52-74 приемная

О выставке

НХМ РС (Я) приглашает незрячих и слабовидящих посетителей на бесплатную экскурсию с элементами тифлокомментирования по разделу «Искусство Якутии» постоянной экспозиции музея. Слушатели в доступной форме познакомятся с жемчужиной собрания музея – коллекцией изобразительного искусства Якутии на примере живописных и графических произведений.

Экскурсия с элементами тифлокомментирования по разделу «Искусство Якутии»

Романов П.П, Витязь с невестой.1938.jpg

Романов Петр Петрович. «Витязь  с невестой». 1938 год. Холст, масло

Витязь - 1.jpg

Витязь - 2.jpg

Картина представляет собой прямоугольный холст, ориентированный по горизонтали. Высота работы 1 метр 35,5 сантиметров, ширина 2 метра. Живопись реалистичная с преобладанием голубых, коричневых и зелёных оттенков. Контраст создают красный и белый цвета.

На фоне пейзажа с затянутым облаками небом и рекой стоят два всадника – витязь с невестой в старинных якутских костюмах. Вдалеке по обе стороны реки виднеются лес и низкие горы. 

Всадники изображены на краю обрыва левым боком вполоборота. Витязь на буром коне сидит твердо и уверенно, его взгляд направлен влево. На нём ровдужный кафтан с надетыми поверх доспехами: большая круглая грудная пластина и латная юбка в виде металлических полос. Его голову венчает отороченная по нижнему краю мехом шапка с металлической пластиной в центре и торчащими кверху декоративными элементами из меха. В согнутой у груди правой руке он сжимает длинное копье и лук. Левой рукой всадник тянет поводья коня с темной вихрастой гривой и длинным густым хвостом. Конь склонил голову чуть вниз, его правое переднее копыто приподнято в движении, загребающим воздух. Ярким акцентом выступает парадное убранство коня – чепрак и кычым – расшитые текстильные коврики, покрывающие бока и круп лошади и выдержанные в едином художественном стиле. Цвета конского убранства – красный, чёрный и жёлтый. Наиболее богато орнаментированную среднюю часть окаймляет полоса чёрной ткани, за которой следует внешняя красная окантовка. Концы чепрака и кычыма украшены кистями из ровдуги. 

За конем витязя его невеста восседает на белоснежной лошади, поднявшейся на дыбы, передние ноги животного взметнулись в воздухе, мощная голова откинута назад. Из груди лошади торчит длинная стрела с острым наконечником. Левой рукой девушка держится за поводья, правая рука отведена в сторону параллельно земле и слегка согнута в локте. Девушка смотрит в левую часть картины, туда, откуда была выпущена стрела. Её рот слегка приоткрыт, брови приподняты.  На невесте светло-коричневое пальто из ровдуги – таҥалай – главный атрибут свадебного наряда. Нижний край пальто украшен полоской ткани расшитой голубым бисером, затем следует меховая оторочка. На девушке комплект парадного женского украшения  – кэлин кэбиһэр: металлический обруч на шее, от которого вдоль спины тянутся длинные ряды металлических подвесок. Голову невесты украшает высокая шапка – дьабака из меха росомахи, рыси и беличьих хвостов. В центре шапки – круглая пластина из серебра, символизирующая солнце. 

На переднем плане в нижней части картины следы былых сражений – лошадиные кости и человеческие останки. Картина «Витязь с невестой»  считается первым живописным воплощением героев якутского героического эпоса – олонхо. В основе сюжетов многих олонхо лежит борьба добра со злом. Добро олицетворяет богатырь – защитник человеческого рода. Ярко и живо описываются сражения богатыря и представителей злых сил за похищенную красавицу, которой суждено стать невестой героя.

По воспоминаниям современников на создание произведения Петра Романова вдохновляли живые исполнения олонхо. Например, в 1936 году Петр Романов вместе с Платоном Ойунским и другими деятелями якутской культуры посетили летний национальный праздник – ысыах в местности Хатын-Сысы. Во время визита гости слушали олонхо в исполнении сказителя по фамилии Ушницкий. Ездивший вместе с ними поэт Владимир Новиков указывает, что песнь Ушницкого, наряду с другими живыми исполнениями, во многом повлияла на появление полотна «Витязь с невестой».

21.jpg

Петров Виктор Григорьевич. «Лена». 1970 год. Холст, масло 

Лена - 1.jpg

Лена - 2.jpg

Картина представляет собой прямоугольный холст, ориентированный по вертикали. Высота работы 1 метр 70 сантиметров, ширина 1 метр. Полотно выполнено в жанре декоративного пейзажа. Живопись свободная, в широком разлете кисти обобщенными тоновыми и цветовыми массами, в глубоких насыщенных тонах «горячей» цветовой гаммы. Жёлтый и голубой наверху переходят в преобладающий в центральной части темно-синий, который сменяется горчичными и зелёными цветами.

На переднем плане композиции возвышаются величественные скалы, порыжевшие от времени. За ними разворачивается ослепительно синяя, бескрайняя даль могучей реки – совсем небольшим кажется плывущий по ней белый катер с грузовой повозкой.

У подножья рыже-зеленых холмов на фоне отливающих  червонным золотом скал едва заметен струящийся вверх сизый дымок костра и силуэты людей. Пейзаж дополняют два одиноких дерева, растущие на правой стороне холма. 

Контраст буйных, ярких, сочных красок, определенность линий и форм, создают иллюзию света и воздуха. Открытые дали разлива реки, высокая линия горизонта рождают чувство запредельности и ощущение свободы, ликующей радости жизни.

1200.jpg

Лукина Марианна Михайловна. «Якутский натюрморт с весами». 1997 год. Холст, масло

Натюрморт - 1.jpg

Натюрморт - 2.jpg

Картина представляет собой прямоугольный холст, ориентированный по горизонтали. Высота работы 1 метр, а ширина 1 метр 20 сантиметров. Живопись реалистичная с преобладанием бежевых и коричневых оттенков. Контраст создают чёрный, белый и жёлтый цвета.

Фон картины состоит из бежевой стены, левая треть которой скрыта за чёрной занавесью. К стене вплотную стоит светлый деревянный стол. Он показан крупным планом, его ножки обрезаны нижним краем картины. В правый нижний угол картины внесены цветовые акценты в виде отрезков белой и желтой ткани, покрывающих почти треть столешницы. 

На поверхности стола расставлены предметы якутской национальной посуды. В центре к стене приставлено деревянное блюдо неправильной круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном, обращённым к зрителю. Блюдо скрывает собой почти всю центральную треть стены, следующую за чёрной занавесью.  Слева от блюда три деревянных кубка на низкой конической ножке  – чорооны. Справа от них стоит кытыйа – широкая деревянная чаша небольших размеров с невысоким бортиком, украшенная зигзагообразным   и линейным орнаментами. В правой части стола изображены старинные металлические весы: одна чаша для взвешивания, прикрепленная цепью к железной палке, на противоположном конце которой   грузило. На переднем плане слева направо изображены берестяное ведерко – тууйас, металлический чайник и другая старинная кухонная утварь.

Вся посуда на столе различается по размерам, но схожа по цвету – землянистых и бежевых оттенков. Предметы расположены близко друг к другу, местами загораживая друг друга, но при этом образуют гармоничную, целостную композицию. Создается впечатление, что кто-то с любовью и благоговением перебирал старинную утварь, переставляя их на столе и создавая живую картину из предметов, переходящих из поколение в поколение, имеющих вековую историю и свой неповторимый шарм. 

Марианна  Лукина родилась в  1961  году  в городе  Якутске. Её отец, Михаил Лукин, был одним из первых профессиональных художников-живописцев в Якутии. Художнице довелось работать в мастерской, ранее принадлежавшей зачинателю якутского эстампа Элляю Сивцеву, который всю жизнь собирал раритеты. Оставленная в мастерской старинная якутская посуда  была не раз запечатлена художницей в её натюрмортах. 

ЧИКАЧЕВ А В Мечта 1997.JPG

Чикачев Андрей Васильевич. «Мечта».1997. Холст, масло

Мечта - 1.jpg

Мечта - 2.jpg

Иллюзорно-реалистичная сюжетная картина написана маслом. В полотне преобладают оттенки голубого, белого и коричневого цвета. Картина представляет собой почти квадратный холст, ориентированный по вертикали. Высота работы 95 сантиметров, ширина 96 сантиметров. Полотно выполнено в стиле близком к  гротеску, в котором реальность смешивается с выдумкой.

В фоне преобладает бледно-фиолетовая палитра, светлые оттенки сверху градационно сменяются более тёмными в нижней части. Контраст создаётся при помощи коричневатых цветов в нижней половине холста.

На фоне пейзажа с озером и холмистым берегом изображены мальчик и пожилой мужчина в деревянной лодке. Внутри лодки богатый улов из карасей. В левой части картины ближе к центру стоит лицом к зрителю мальчик. Он прижимает к груди огромного карася, длиною почти в две трети собственного роста. Мальчик одет в белую майку и тёмные штаны. У него чёрные волосы, глаза широко распахнуты, рот слегка приоткрыт в улыбке. За его спиной в правой части полотна, отложив весла, сидит старик, левую ладонь он положил на колено, в другой руке держит папироску. На нем телогрейка, под которой видна клетчатая синяя рубаха, темные штаны и черные резиновые сапоги. Под ногами старика – обрывки рыболовных сетей. дно лодки. Мудрость прожитых лет читается на всей его внешности – редких седых волосах, морщинах на его лице, скрюченных старческих руках, сдержанной слегка улыбке и взгляде, полном теплоты.

От картины веет теплотой, радостью и умиротворением, и будто на какое-то мгновение наблюдателю передается чувство восторга, которое испытывает мальчик. 

Б 009 (1).jpg

Карамзин Владимир Семенович. «Осуохай». Из серии «Якутский праздник Ысыах». 1968 год. Бумага, офорт

BU6A9754.jpg

Изображение выполнено в технике офорта: на белый лист бумаги чёрной краской отпечатан рисунок, вырезанный на металлической пластине. Оттиск представляет собой прямоугольный лист, ориентированный по горизонтали. Высота работы 50 сантиметров, ширина 70 сантиметров. 

По контуру листа – сплошные чёрные полосы с неровными внутренними краями. В центре картины изображены три танцующие фигуры – спиной к зрителю юноша и две девушки слева и справа от него. Фигуры переданы схематично при помощи чередования тёмных и светлых пятен и линий разного размера. С помощью симметричных, повторяющихся линий и игры светотени, создающей рельефный объем, художник передал внешность и традиционные праздничные одеяния героев – на девушках угадываются формы якутского национального платья халадаай, на юноше кафтан, перетянутый поясом и расширенный к низу, на ногах легкие торбаза – высокие сапоги из сукна или сыромятной кожи. 

Композицию дополняют очертания конусообразных летних жилищ якутов – ураса, чороонов разных размеров и цветов с высокими тонкими стебельками, изображенные на разных углах офорта.  

Чувствуется крепкая рука мастера, выводящая точный и изящный рисунок на плоскости листа посредством свободных, непринужденных линий.  

Текст экскурсии подготовлен сотрудниками отдела социокультурных взаимодействий совместно с тифлокомментаторами Герасимовой Е.Н., Потаповой Е.А., сотрудниками ГКУ РС (Я) «Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. И.Н. Егорова – Горного».