3 марта художнику-живописцу Афанасию Петровичу Собакину исполняется 95 лет со дня рождения
Афанасий Петрович Собакин был многоплановым художником. Но всегда, когда речь заходит об его искусстве, в сознании сразу возникает полотно «Танец стерхов» (1966), - картина, ставшая олицетворением имени живописца, ибо в ней автор сумел отразить романтизм и поэтику, свойственную поколению людей, к которым он принадлежал. Однажды увиденный чудесный танец белых журавлей явился глубоким эмоциональным переживанием художника и прошел через все его творчество.
Свое право называться художником Афанасий Петрович видел в искреннем отображении жизни, памяти об ушедших поколениях. Произведения художника сильны своей правдивостью, глубиной и душевной проникновенностью. Большое значение для его становления сыграла учеба в Москве, где он знакомился с музейными собраниями столицы, изучал технологию древнерусской и современной живописи, опыт известных мастеров, стремясь найти ответы на волнующие вопросы.
Живописное наследие художника по своей содержательности весьма весомо вошло в изобразительное искусство Якутии. Он никогда не писал абстрактные вещи, хотя, может быть, его экспрессивная манера накладывать мазок давала возможность для подобных воплощений. И в этом смысле характерна цветодинамичная композиция «Морозная мозаика» (1976), написанная широким сильным мазком с использованием свободных цветовых контрастов.
Афанасий Собакин, «Морозная мозаика» (1976, холст, темпера)
Как художник Афанасий Собакин считал, что в искусстве все сосредоточено вокруг человека. Афанасий Петрович всегда с симпатией относился к людям, стремился понять их характеры, уловить что-то главное, подчеркнуть нечто, свойственное именно этому человеку. Портретное наследие живописца отличается большим разнообразием – от психологических характеристик до обобщенных портретов-типов. В быстротечности нашей жизни у Афанасия Петровича всегда были устойчивые нравственные ценности, которые в его сознании не зависели от политики. Он всю жизнь писал ветеранов войны. В картинах «Отцы и дети» (1970), «Отстояли Сасыл-Сысы» (1978), «Мечта о будущем» (1987) – внутренняя потребность поделиться со зрителем раздумьями об истории страны, о людях, отдавших жизни за светлое будущее, о тех, кто выстрадал сложный путь, предопределенный исторической ситуацией.
Афанасий Собакин, «Отцы и дети» (1970, холст, масло)
Афанасий Петрович Собакин ушел из жизни неожиданно. Он был чрезвычайно открытым человеком, и это свойство характера приметно выделяло его живопись чистосердечной тональностью. Осталось большое полотно «Память» (1989), где на автопортрете трагические глаза художника сквозь пелену времени вспоминают свою семью, родовой дом, брошенный по прихоти тех, кто всегда знал, как мы должны жить, события трагического факта чурапчинского переселения заставляли вновь и вновь переживать то, что казалось похороненным в глубине сознания.
Афанасий Собакин, «Память» (1989, холст, масло)
Он подарил нам это пережитое им счастливое мгновение в удивительно оптимистичном, сияющем яркими красками полотне «Танец стерхов» (1966), где дает полную волю своему живописному темпераменту. Насыщенные звучные, мажорные тона, приведенные к единству, сообщают картине торжественное звучание. Четкая гряда гор на горизонте, расстилающаяся долина, где в общем теплом охристом колорите прогретой солнцем земли вспыхивает вплавленная в него ажурная цепочка белых грациозных птиц…
Афанасий Собакин, «Танец стерхов» (1966, холст, масло)