Истории в багете: «Рыбное изобилие»

19.11.2024

Новый выпуск рубрики «Истории в багете» приглашает читателей отправиться в Антверпен и познакомиться с картиной «Городской рынок» голландского художника XVII века из коллекции НХМ РС (Я).

Чешуя сверкает на солнце, горожане прогуливаются у прилавков, осматривают и покупают рыбу, раздумывая, что приготовить на обед или ужин. Думы о еде наполняют и собак, бродящих по рынку в надежде получить лакомый кусочек. На продажу выставлены скаты, осётр, лосось, морской окунь, а также мидии, устрицы и омары. Торговцы острыми ножами разрезают филе, раскладывают его рядами или предлагают покупателям. За стенами средневекового замка Стен вода Шельды бьётся о набережную.

В центре рынка возвышается колонна водокачки из синего камня, украшенная лепниной и увенчанная статуей Мадонны с Иисусом [1]. Водокачки на рыночных площадях Антверпена часто венчались религиозными статуями: под влиянием Контрреформации в XVII веке в южной части страны выросла востребованность христианского искусства. [2]. Водокачка на рыбном рынке была установлена в 1693 году. Дева Мария изображена сидящей, Иисус перед ней стоит на лунном серпе, справа – ангел со щитом и пальмовой ветвью. В 1713 году статую на насосной колонне заменили [1].

В 1840 году появился новый рыбный рынок, куда переместили статую водокачку со статуей Мадонны. Но уже в 1881-1882 годы новый рыбный рынок последовал участи старого – рынок снесли, колонна водокачки не сохранилась, а статуя Мадонны была выставлена на продажу неким г-м Симонсом за 300 франков. После 1886 года её приобрел Альберт Ван де Пут, который поместил Мадонну в своём саду. Позже наследники баронессы Ван де Пут подарили скульптуру провинции Антверпен. Она была установлена на новой колонне в саду замка Стерксхоф в Дёрне, Антверпен [4].

Начавшийся в XVI столетии экономический подъём Нидерландов способствовал дальнейшему расцвету художественной жизни страны, в числе прочего яркое развитие получил бытовой жанр. Художники погружали зрителей в современную им действительность, но в изображаемой действительности обыденные вещи нередко приобретали новое значение. Рыба была основой богатства многих городов Нидерландов, так картины защищённых городской стеной рыночных сцен с изобилующими прилавками стали показателем процветания и благополучия «нижних земель» [3].

Одним из важных источников знаний о родине Иеронима Босха и Рембрандта являются хроники флорентийского купца Людовико Гвиччардини «Описание всех Нидерландов» 1567 года издания. Гвиччардини подчёркивает, что Антверпен достиг богатства и значимости благодаря удачному расположению на реке Шельде: рыба кормила и богатых и бедных, а экспорт «несметного количества всевозможной рыбы, которую там ловят» приносил огромную прибыль Нидерландам. Наибольшую часть экспорта составляли сельдь, треска и лосось, поставлявшиеся в Англию, Германию, Францию и даже в Италию [3]. К слову сказать, история о рыбаке Вильяме Бюкельзоне, изобрётшем «гиббинг» – способ маринования сельди – является, вероятнее всего, не более чем мифом. Впрочем, популярность этого мифа только подчёркивает неоценимую роль, которую селёдка и другие обитатели вод сыграли в истории Нидерландов.


Картина «Городской рынок» голландского художника XVII века представлена на выставке «Собаки, кошки и другие звери» в Галерее зарубежного искусства им. М. Ф. Габышева по адресу: г. Якутск, ул. Петровского, 4. 

Справки по телефонам: 8 (4112) 31-67-17, 8 (4112) 33-52-79

 

Источники:

1.      DBNL. (1934). 1797, De kronijk van Antwerpen. Deel 6. 1797-1798, Jan Baptist van der Straelen, Jan Frans van der Straelen - DBNL. https://www.dbnl.org/tekst/stra131kron06_01/stra131kron06_01_0001.php?q=1693#hl1

2.      Research Guides: Dutch & Flemish Art of the 17th Century: Overview of Dutch and Flemish Art. (n.d.). https://libguides.sandiego.edu/DFA

3.      Rijks, Marlise. (2023). A Taste for Fish: Paintings of Aquatic Animals in the Low Countries (1560–1729). 10.1163/9789004681187_009. https://www.researchgate.net/publication/377079593_A_Taste_for_Fish_Paintings_of_Aquatic_Animals_in_the_Low_Countries_1560-1729/citation/download

4.      Strecker, W. (2020, August 29). Vismarkt aan het Steen (Sterckshof). Verbeelding. https://www.verbeelding.be/beelden/postcode-2000-uit-het-straatbeeld-verdwenen-beelden/vismarkt-aan-het-steen-sterckshof

На обложке: Голландский мастер XVII в. Городской рынок. XVII век. Холст, масло. Из собрания НХМ РС (Я)

 

Текст подготовила методист Вероника Егорова

Городской рынок с лого.JPG


 

Поделиться