Истории в багете: «Счастливое детство»

06.11.2024

Сегодня герой нашей истории Алексей Фёдорович Пахомов – российский художник - живописец, график. Его картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, музеях Новосибирска, Петрозаводска, Смоленска, Твери, а также частных собраниях в России, Японии, Великобритании, Франции. Одна из авторских литографий находится в коллекции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

Алексей Пахомов родился в 1900 году в деревне Варламово Вологодской области в крестьянской семье. Рисованием увлекся в детстве, копировал лубочные картинки, рисовал портреты селян. В Петрограде учился в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в мастерской Н. А. Тырсы, В. В. Лебедева. И именно у Лебедева Алексей Пахомов перенял лаконизм и выразительность линий.

Пахомов всегда выполнял много карандашных набросков и зарисовок, считая их подготовительным этапом для будущих работ. Педагоги Н. Тырса и В. Лебедев принимавшие горячее участие в судьбе молодого художника убедили его в том, что выразительные рисунки, выполненные с вниманием к натуре, могут являться самостоятельными художественными произведениями.

Детская книжная графика возникла в творчестве Алексея Фёдоровича в конце 1920-х годов. К книжной иллюстрации его привлек педагог В. В. Лебедев художественный редактор издательства «Детская литература». Оказалось, что истинное призвание Пахомова – это создание образов детей. Художник мастерски использовал акварель, тушь, перо, виртуозно владел графитным карандашом.

В 1930–1960-е годы художники активно развивали тему счастливого детства. Но в послевоенные годы ориентиры немного изменились, акцент делался на достатке и благополучии дома и семьи. Игрушки, спортивный инвентарь окружавшие детей, служили атрибутами безоблачного детства.

Советская иллюстрация получила расцвет в 30-60 годы. Работы Пахомова отличались от большинства произведений того периода глубокой человечностью, вызывая живой интерес. В жанровой картине «После прогулки», выполненной графиком в 1958 году представлены непосредственные и живые образы детей.

Композиция построена таким образом, волнистые изгибы и линии снежных пригорков дальнего плана рождают ощущения плавного движения. Левый верхний угол, куда обычно естественным образом направлен взгляд зрителя занимает заснеженный лес, это символ природы. Правая часть - это мир человеческого жилья, ощущение надежности и крепости усиливают вертикали вышек.

Ключевое место в композиции занимают главные герои картины мальчики. Фигура старшего мальчика, находящаяся почти в самом центре, доминирует. Художник будто использует прием противопоставления - старший мальчуган изображен в фас, младший спиной. Старший в темной одежде, младший в светлой. Головные уборы детей тоже не случайны и имеют смысл. Шапки соответствуют возрасту детей, на старшем ушанка, на младшем детский фасон - чепчик. Младший мальчишка стоит смирно, повернув голову в сторону зрителя, его слегка насупленное лицо выражает недовольство, возможно недовольство окончанием прогулки. Фигура старшего паренька выражает деловитость, подавшись вперед всем телом он стряхивает снег с одежды. Художник добавляет горизонтальные детали санок и веника между фигурами детей, как будто разделяя их.

Важным символом этой жанровой картины является порог дома. Порог дома — это всегда граница между внутренним и внешним миром. Этот многозначительный образ, переход от детства к взрослой жизни. Лестница, перед которой стоят мальчики символизирует духовное восхождение.

В картине художник рассказывает историю, и каждая деталь имеет значение. Автор расставляет акценты, которые помогают понять смысл. Не торопитесь, разглядывая картину задайте ей вопросы: «Зачем? Почему?» и тогда картина вам ответит.

На обложке: Пахомов Алексей Федорович. С прогулки. 1958. Бумага, автолитография. Из собрания НХМ РС (Я)

Методист Федорова Н.И.

НХМ-2605 Г-835 Пахомов А.Ф. С прогулки_1 — копия.JpG


Поделиться