Истории в багете: «Тайны ночного перевоплощения»
В последний день зимы в России с 2011 года отмечают День Арктики. Второе название данного праздника — День Холода. В этот день чествуют коренные народности, проживающие в арктических условиях. В знак этой даты в рубрике «Истории в багете» НХМ РС (Я) обращается к графической работе «Лунная ночь» классика северного искусства, юкагирского художника, писателя, исследователя, человека многогранного дарования Николая Николаевича Курилова.
Николай Курилов - представитель знаменитой «курильской» плеяды, прославившей юкагирский народ. Для художника тема тундры поистине неисчерпаема. Это и ослепляющее солнце полярного дня, когда все окружающее превращается в волшебный мираж, это золото Олерской тундры осенним вечером, многоцветный ковер цветущей земли, и синее ледяное облако, тяжело нависшее над холодным озером ранней весной. Арктика только кажется безлюдной, на самом деле, это богатейшая земля и люди, для которых покорение природной стихии стало делом жизни.
Жизнь в условиях полярного круга представляет собой огромный вызов для любого человека. Любое название коренного народа Арктики само по себе рождает уважение у остальных. Именно они смогли выжить в таких суровых условиях и существовать до сих пор. Одним из таких коренных народов являются юкагиры, численность которых по итогам переписи 2021 года составляет 1802 человека. Сохранившиеся легенды гласят, что в древности юкагиры были самым многочисленным северным народом, могли сравниться с количеством звезд, мерцающих в темноте полярной ночи. У них было так много очагов, а огни их стойбищ были настолько яркими, что отражались в небе северным сиянием - «дьүкээбил уоттара».
Николай Курилов, будучи сыном своего народа, направляет все свое творчество на сохранение родной юкагирской культуры. Его работы полны лирики и поэзии живой красоты северной земли. Он мастер выразительной динамики, стремительных ритмов и внешне спокойной, но внутри напряженной статики, который своим неповторимым почерком обогащает современное искусство Арктики. Художественное отражение мировосприятия и эстетики северного народа воплощается в образах родной тундры, озер, сопок, неба, солнца и других природных объектов и явлений, образуюших мотив природы и человека.
В композиции «Лунная ночь» (1987) художник обращается к теме пограничного состояния мира, где эмоциональный накал достигается резким контрастом черного и белого цветов, извечной борьбы и союза света и тьмы. Здесь эта борьба соотносится с тайной ночного перевоплощения, слияния реального и ирреального миров. Завораживающая красота лунного света, не дневного, околдовывает зрителя, убеждая в двойственной природе вещей. Длинные тени животных полноправно существуют в ночном пейзаже. Возможно, в основе этой символики лежат дуалистические представления о мире. Композиция проста и выразительна. Лист в технике аппликации отличается лаконизмом форм. Следует отметить сходство многих композиций Николая Курилова с одним из памятников юкагирской культуры - пиктографическим письмом, которое разделялось на мужское и женское. Мужчины чертили ножом на бересте нечто вроде карт, а женщины выражали свои чувства. Эти рисунки отличались особой манерой стилизации и методами компоновки, выражающие с предельной лаконичностью сложные идеи и понятия.
Ждем вас на выставке «Якутская графика: новый взгляд», где раздел «АРКТИКА» показывает сплав представлений художников о крайнем севере по 31 марта 2024 года в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, д.9, 2 этаж. Справки по тел.:8(4112)33-52-79
Николай Курилов, «Лунная ночь». 1987. Бумага, аппликация