Истории в багете: «Универсальный гений – Уустаах Избеков»
Ежегодно 25 марта в стране отмечается День работника культуры. Национальный художественный музея РС (Я) поздравляет всех коллег, работников культуры, с профессиональным праздником! В связи со знаменательной датой сегодня в рубрике «Истории в багете» речь пойдет о портрете Иоакима Дмитриевича Избекова-Уустаах Избекова, кисти художницы Людмилы Слепцовой из собрания НХМ РС (Я).
Народный художник РС (Я) Людмила Даниловна Слепцова обладает уникальным даром улавливать теплую гармонию человеческих взаимоотношений. Её портреты отличаются высокой правдивостью образов и доверительной интонацией, что достигается благодаря искренней симпатии, возникающей между художником и изображаемой моделью. В творчестве художницы особое внимание уделяется портретам культурных деятелей.
В 1987 году её моделью стал заслуженный артист ЯАССР, хореограф, писатель, художник-живописец, непревзойдённый знаток якутского фольклора и культуры Иоаким Дмитриевич Избеков-Уустаах (1909-1996). Иоакима Дмитриевича, как личность разностороннего дарования, можно назвать «Человеком эпохи Возрождения». За свою долгую, насыщенную жизнь он проявил себя в самых разных областях искусства: известен как автор драматических произведений, до сих пор его драма «Сыгый Кырынаастыыр», детский спектакль «Оотуй Тоотуй» пользуются зрительским успехом. Поставленные им на основе этнографического материала народные танцы, например, «Посвящение в воины», сыграли большую роль в развитии якутского сценического танца, и ныне составляют классический репертуар танцевальных ансамблей. Как фольклорист во время многочисленных гастролей он собрал уникальный этнографический материал, который использовал для возрождения якутских народных инструментов. Изготавливал их он собственноручно, продолжая древние традиции резьбы по дереву, а свою усадьбу в местности Маандай Мегино-Кангаласского улуса Уустаах Избеков впоследствии превратил в своеобразный этнографический комплекс, где всё объекты были созданы им.
Иоаким Дмитриевич проявил себя и в живописи, его работы хранятся в фондах Национального художественного музея РС (Я). В картинах «Колхозное стадо», «Первые шаги», «Озеро» и других Избеков воплотил красоту родного края, обычаи народа саха, тёплую, домашнюю атмосферу неприхотливого сельского быта. Однако всё это было для него, скорее, как увлечение – сам он говорил, что делом всей жизни является Якутский драматический театр им. П.А. Ойунского, служению которому Избеков отдал 40 лет своей жизни.
Портрет «Уустаах Избеков» привлекает декоративностью колорита, что отражает атмосферу праздника. Пространство холста насыщено светом теплого дня созвучного состоянию раздумья умудренного жизнью человека – человека огромного дарования и энергии. Пейзажный фон трактуется как символ творческих и жизненных устремлений личности, неразрывно связанной с духовной жизнью своего народа[1].
Таков герой нашей сегодняшней истории в багете – Уустаах Избеков, посвятивший всего себя сохранению и приумножению родной культуры.
Текст подготовил: методист Дмитрий Никонов
Источники:
1. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)=Саха Республикатын Национальнай художественнай музея = The Hational arts museum of the Sakha Republic (Yakutia) / автор-составители: Г. Сафронова [и др.] ; автор вступительной статьи А. Габышева ; перевод на якутский язык А. Шапошникова, перевод на английский язык С. Маркова. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. – 366 с.
На обложке: Слепцова Людмила Даниловна. Портрет Уустах Избекова. 1987. Холст, масло. Из собрания НХМ РС (Я)