О художнике: Лев Габышев – художник и подвижник музейного дела в Якутии

03.04.2023

А. Л. Габышева

заслуженный деятель искусств РС (Я) и РФ,

действительный член Академии духовности РС(Я),

главный научный сотрудник НХМ РС(Я)



ЛЕВ ГАБЫШЕВ – ХУДОЖНИК И ПОДВИЖНИК МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В ЯКУТИИ 

(к 100-летию со дня рождения)


Творчество Льва Габышева, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, связано с традициями русского демократического пейзажа. Учился он у выдающихся представителей московской школы живописи Петра Ивановича Петровичева – любимого ученика Исаака Левитана, затем у старейшего художника-передвижника, академика Василия Николаевича Бакшеева в Художественном училище Памяти 1905 года. Дальнейшую учебу продолжил в институте им. В. И. Сурикова, где с 1944 по 1947 г. занимался в мастерской профессора Петра Дмитриевича Покаржевского.

Как художник он состоялся на родной якутской земле в годы Великой Отечественной войны. Рисунки, карикатуры и плакаты Л.М. Габышева, посвященные злободневной теме, часто появлялись на страницах республиканских газет «Социалистическая Якутия» и «Кыым» (плакат «Больше рыбы фронту», 1943). В 1944 г. состоялась первая персональная выставка, на которой якутяне впервые познакомились с его пейзажами. В 1945 г. молодой даровитый человек был принят в члены Союза художников СССР. Народный художник Якутии П. П. Романов во вступительной статье к каталогу выставки отмечал успехи талантливого живописца в этом жанре.

Л.М. Габышев на пленэре.jpg

Лев Габышев на пленэре. Юнкюр. 1947 


В произведениях Льва Габышева получает развитие камерный пейзаж, в котором непосредственность и свежесть этюда сочетается с композиционной выстроенностью картины. Художник интимно-лирического склада дарования предпочитал творить на пленэре, улавливая мимолетные состояния природы. Основное качество его таланта – деликатное чувство цвета, способность выражать через колорит внутреннее, духовное содержание явлений природы. В работах мастера сквозь призму классической традиции русского пейзажа проступает целостная картина родной природы. Тональная живопись соседствует с цветовыми контрастами, тонкими колористическими оттенками. Сами названия работ – «Серый день» 1943, «Грусть седого осеннего дня» 1951 – звучат в унисон тонально сгармонированной цветовой гамме. Автор придает особую выразительность старым ивам, тихим деревенским улицам, раскрывая значительность человеческой жизни, протекавшей в обычных неприметных домах – «Старый этех» (1945), «Ивы на Черепанихе» (1947), «Олекминск. Спасское селение» (1947), «Наш дом в Юнкюре» (1965). В небольших работах бегущие облака сменяются солнечным светом, печальные ивы – грядой могучих скал. Спокойный дымчатый колорит строится на монохромных серовато-голубых и коричневых оттенках. Природа покоряет сокровенностью интонаций, сообщает сквозь призму мироощущения художника о тонкой и зыбкой жизни природы – «Ленские щёки» (1958), «Раннее утро» (1971). Серия пейзажей, посвященных реке Лене, привлекает живописно-эмоциональным восприятием скромной прелести якутской природы – «Ветреный день на Лене» (1943), «Ленские дали» (1947), «Над Ленской ширью» (1951), «Утро. Домик бакенщика» (1958). В панорамном, вытянутом по горизонтали пейзаже «Ленские дали» (1947) художник близко подошел к созданию обобщенного образа северного ландшафта, заставив почувствовать вечность в открывающихся широких речных просторах, тем самым предвосхищая лиро-эпическую линию в дальнейшем развитии якутской пейзажной живописи. Камерный лирический пейзаж Л. М. Габышева с доминантным мотивом состояния природы и связанное с ним настроение, является весомым вкладом в развитие якутской пейзажной живописи.

Габышев Л М. Олекминск. Селение Спасское. 1947. Холст, масло.jpg

Лев Габышев, «Олекминск. Спасское селение». 1947. Холст, масло

КП 594 Ж 594 Габышев Л М. Утро. Домик бакенщика.. 1958.jpg

Лев Габышев, «Утро. Домик бакенщика». 1958. Холст на картоне, масло



ШТРИХИ БИОГРАФИИ

Лев Михайлович Габышев родился 1 апреля 1923 г. в Якутске в семье известного ученого, доктора экономических наук, якутского мецената в области изобразительного искусства, профессора Михаила Федоровича Габышева (1902-1958). Тяга к живописи обнаружилась с малых лет, его способности заметил отец, который сам в ранней юности проявлял наклонности к рисованию. С 14 лет Лев участвовал в детских художественных выставках. Его работы экспонировались в Москве, Париже, Нью-Йорке. Рисунки воспроизводились в журналах «Юный художник», «Смена». Его имя было внесено в «Каталог юных дарований». Наиболее удачные работы сына Михаил Федорович с гордостью помещал на стенах своего кабинета. Для развития эстетического вкуса ребенка он постепенно начал приобретать живопись старых мастеров.

Лев и Густав Габышевы. Якутск. 1928.jpg

Лев и Густав Габышевы. Якутск. 1928


По воспоминаниям Льва Михайловича, в начале 1930 г. родители уехали в Москву, отец поступал в аспирантуру, а он остался у бабушки Варвары в олекминской деревушке Юнкюр. Стояло жаркое якутское лето. Маленький Левушка сильно заболел, у него держалась высокая температура, он ничего не ел и очень ослаб. Его бабушка что только не предлагала любимому внуку: и карасиную уху с икрой, лепешки со сливками, душистую землянику с керчехом, леденцы, бережливо припрятанные в сундуке, посмотреть картинки, которые его отец раскрашивал в детстве. Но ничего его не интересовало. Однажды Варвара стремительно вошла в комнату с огромным букетом полевых цветов, подняла малыша и, посадив на кровать, неожиданно распахнула фартук, и оттуда вылетел разноцветный рой бабочек, закружился над цветами и его головой. Внук был в восторге от этого волшебного зрелища! С того дня мальчик пошел на поправку.
Драгоценная бабушка – так называли в семье мать Михаила Федоровича Габышева, отца Льва, который очень ее любил. Слово Варвары Васильевны (1867-1960) было окончательным в семье профессора. Также как и своему сыну, она исподволь прививала внуку, будущему художнику, чувство красоты, умение замечать в неприметном очарование.

2. Лев с отцом и бабушкой. Москва. 1948.jpg

Лев с отцом и бабушкой. Москва. 1948


Сам Михаил Федорович до конца своей жизни не расставался с матерью, которая пережила его почти на 2 года. Варвара Васильевна (1867-1960) всегда удивляла свою семью. Изрядно соскучившись по сыну, она проделала трудное путешествие: вначале на телеге, затем водным транспортом, нанявшись матросом на пароход, а далее на попутной машине прибыла в Москву вместе с малолетним внуком. То она становилась первой якутской актрисой, повергая всех в изумление, когда вдруг в свои преклонные года стала сниматься в фильме Марка Донского «Романтики» (1941), в котором сыграла колоритную старуху чукчанку, а в 1949 г. в свои 84 г. снялась в фильме «Алитет уходит в горы». Каждый день во время съемок за ней из Мосфильма посылали машину, чему Варвара Васильевна была очень довольна: «Как за настоящей актрисой!», – говорила она. В 1950 г. Лев Михайлович написал портрет своей любимой бабушки. Это его единственное произведение, написанное в жанре портрета.

Варвара Васильевна Габышева бабушка Л.М. Габышева — копия.jpg

Варвара Васильевна Габышева бабушка Льва Михайловича в фильме «Алитет уходит в горы». 1949


Мать, Ксения Николаевна (в девичестве Найденова) (1904-1959) тоже была родом из Олекминска. Это красивая, милая женщина ограждала семью от мелких бытовых неурядиц, создавая в доме уют и порядок, атмосферу любви и понимания друг друга. Лев вместе с младшим братом Густавом рос в творческой атмосфере: среди книг и старинных картин.

Ксения Николаевна Габышева мать Л.М. Габышева.jpg 

Ксения Николаевна Габышева мать Льва Михайловича. Олекминск. 1922  


Шли годы. Постепенно занятия Льва живописью стали пересекаться с искусствоведческими интересами. Он помогал отцу формировать его коллекцию, вместе они создали замечательный тандем, понимая друг друга с полуслова. Лев станет своим среди корифеев, знатоков изобразительного искусства, коллекционеров, находившихся в окружении отца. В нем привлекало вдумчивое отношение к жизни, людям и книгам.

4. Лев в студенческие годы с отцом. Москва. 1946.jpg

Лев в студенческие годы с отцом. Москва. 1946


Особенно близко по делам реставрации картин он будет общаться с Александром Дмитриевичем Кориным, художником и высокопрофессиональным реставратором, которому частенько привозил из Якутска спирт и стерляжий клей для реставрационных дел. Тесная дружба связывала его и с Феликсом Евгеньевичем Вишневским, (1902(3)-1978) – известным московским коллекционером и знатоком русского искусства конца XVIII – первой половины XIX в. На основе его собрания живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, подаренного городу Москве, в 1971 г. в Щетининском переулке был открыт Музей В. А. Тропинина и московских художников его круга. Феликс Евгеньевич по дружбе дарил Якутскому музею картины русских художников, среди них работа неизвестного художника XVIII в. «Мальчик с погремушкой». Произведение жанриста и портретиста Н. Г. Шильдера (1828-1898) «Портрет генерала М. Н. Муравьева» (около 1864 г.) – известная личность в русской истории, член тайного общества декабристов «Союза благоденствия», был одним из авторов его устава, но так и не осмелившийся выйти в декабре 1925 г. на Сенатскую площадь в момент восстания.

Лев, Густав и их отец М.Ф. Габышев Москва 1949.jpg 

Лев, Густав и их отец М.Ф. Габышев. Москва. 1949


Большая дружба связывала Льва Михайловича с известным скульптором, родом из Якутии, автором фонтанов на ВДНХ «Золотой колос», «Каменный цветок» Прокопием Ивановичем Добрыниным. Они искренне называли себя «родными собратьями по искусству». В фонде Национального художественного музея, благодаря Л. М. Габышеву хорошо представлена монографическое собрание произведений П. И. Добрынина. Понимание и взаимное уважение объединяла его с замечательным мастером резьбы по бивню мамонта Т. В. Аммосовым, с которым он в 1956 г. съездил в Китай, и чьи доверительные беседы о якутской резьбе по кости подвигли Льва Михайловича на пристальное изучение этого древнего ремесла. Общие взгляды на жизнь и нравственные человеческие ценности сближали архитектора Клима Туралысова (1941-2012), будущего доктора архитектуры с Габышевым, хотя тот был старше его почти на два десятилетия. Друзей еще крепче сроднила любовь к искусству и тяга к философским размышлениям. На их долгие беседы по вечерам, на огонек в небольшую квартиру Льва, заставленную картинами и книгами, нередко забегали художники и журналисты. Исходя из своих личных принципов и установок, он тесно общался лишь с духовно близкими людьми, с которыми ему было легко и комфортно.

7. В мастерской у народного художника ЯАССР, резчика по бивню мамонта Т.В. Аммосова. 1957.jpg

В мастерской у народного художника ЯАССР,  резчика по бивню мамонта Т.В. Аммосова. 1957


В 1952 г. Л. М. Габышев был назначен директором Якутского Музея изобразительных искусств (ныне ГБУ ГМХК «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)»), в котором бессменно и преданно служил «его Величеству искусству» до конца своей жизни. Показательно, что в 1962 г. замечательная коллекция старых мастеров западноевропейского искусства профессора М. Ф. Габышева, любовно собранная по крупицам, согласно прижизненному пожеланию мецената, будет преподнесена его семьей в дар родной республике. Коллекция значительно обогатила и придала высокий статус художественному музею Якутии.
Много времени Лев Михайлович посвятил изданию научных трудов отца, результатов его комплексной экспедиции по изучению табунного коневодства в Якутии 1945-1947 гг. Он буквально обивал пороги разных вышестоящих инстанций, но лишь по истечении 10 лет в 1957 г. труды профессора выйдут в свет. Монография «Якутская лошадь» в три дня исчезла с полок книжных магазинов, книга до сих пор не имеет аналогов и является настольной «библией» коневодов, ученых, занимающихся изучением уникальной породы якутской лошади. В тот же год будет напечатано не менее востребованное исследование «Кормовые травы Якутии». В последние пять лет Л. М. Габышев сам присутствовал, когда набирали гранки книг, отбирал бумагу, подбирал краску, лидерин для обложки, но книгу все откладывали, что-нибудь обязательно затягивало ее выход в свет. В 1957 г. он дневал и ночевал в типографии, каково же было ликование, когда он взял в руки первый, пахнувший краской, экземпляр и радостно оповестил об этом отца. Эпопея с изданием книг профессора еще более сблизила отца и сына. Он писал отцу о том, что судьба у этого издания будет необычная (10 лет заточения), весьма долгая и счастливая. Каждое письмо начиналось со слов: «Дорогой, мой отец! И неизменно заканчивалось словами: « …крепко целую и обнимаю Вас, ваш преданный и любящий сын Лев. Передай большой поклон маме и бабушке» .
Лев с отцом любили свою малую родину, знали якутский язык, обожали с бабушкой петь якутские песни военных лет, особенно любима была песня «Хайыhaр» – про воинов-лыжников. Отец с бабушкой часто вспоминали речку Черепаниху, дом в Юнкюре, гору перед домом, откуда был великолепный вид. В своей биографии профессор М. Ф. Габышев писал, что в юности, когда учился вдали от родителей, его всегда тянуло к родному крову, и он с нетерпением дожидался дня, когда за ним приезжали, чтобы вновь очутиться в привычной с детства отцовской юрте с якутским камельком. Хотя вся семья по воле судьбы жила в Москве, Лев Михайлович с конца 1940 –х гг. проживал в Якутске. Многие живописные произведения художника посвящены родным олекминским местам, куда ездил писать на пленэр, о чем в письмах обязательно сообщал отцу. Позднее, будучи в командировках в Москве по делам музейным, он всегда спешил на встречу с родителями и бабушкой, передать дружеские приветы от земляков.


Рисунок18.jpg

Директор музея Л. М. Габышев. 1962 


В Якутск он приехал с молодой женой Ниной Кузьминичной (1928-2021),  1 ноября 1952 г. родилась дочка, он дал ей имя Лавиния, по аналогии имени дочери Тициана (Тициано Вечеллио (1480/85-1576)), перед гением которого он преклонялся. Большая репродукция картины мастера «Девушка с блюдом фруктов» (1555-1558), где юная дочь живописца застыла в веках, долгое время висела на стене небольшой квартиры Льва Михайловича. Он очень тосковал по дочери, поскольку жена с ней вынужденно выехала из Якутска по состоянию здоровья. Лев был счастлив, когда в 1972 г. Лавиния приезжала к отцу, и она удивительно была похожа на свою знаменитую тезку с Тициановской картины, жившую более четырех столетий назад. Лев очень желал, чтобы она осталась с ним в Якутске, но Лавинии необходимо было продолжать обучение в Политехническом институте в г. Львове. Конечно, он навещал дочь во время ее учебы, но в 1975 г. его неожиданно не стало. Он не узнает, что в будущем у него будет внук Владилен и правнучка Ева. 

11. Лавиния, дочь художника. 1981.jpg

Лавиния, дочь художника. 1981


МУЗЕЙ - ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Разнообразен вклад Л. М. Габышева в художественную культуру республики – он один из ярких пропагандистов изобразительного искусства Якутии, его можно назвать первым искусствоведом Якутии. Статьи Льва Михайловича о выставках и мастерах резца и кисти часто выходили на страницах местных газет и журналов, увлекательны были беседы на радио и телевидении. Ему принадлежит первое исследование о малоизвестных якутских косторезах XIX- начала XX вв., ряд атрибуций произведений старой живописи, в частности, им открыто имя неизвестного художника Михайлова, работавшего вначале XIX в. в традициях русской парсунной живописи, исполнившего известный портрет якутского купца Ивана Шилова младшего.

10. На экскурсии. 1958 .jpg

На экскурсии. 1958

Огромна заслуга Льва Михайловича Габышева в становлении художественного музея в республике. Как и отец, он был человеком широкой эрудиции в сочетании с высокой культурой, принципиальностью, скромностью и честностью. Тесно связанный с художественной жизнью и коллекционерами Москвы, он проявил подлинный энтузиазм и энергию в деле развития и пропаганды музея как национальной сокровищницы. Сам облик его говорил о благородстве и врожденной деликатности. Основательные знания и особое чутье к художественным ценностям позволили Габышеву планомерно проводить собирательскую функцию музея, заложить основную структуру собрания. Осуществлявшаяся им деятельность по отбору художественных памятников в различных запасниках страны, мастерских ведущих художников и частных коллекциях, обширная переписка со специалистами крупных российских музеев способствовали системным поступлениям в коллекцию достаточно качественных, нередко уникальных произведений старых и современных мастеров, что в целом придало собранию музея неповторимый художественный облик.

9. С народным художником ЯАССР П.П. Романовым. 1952.jpg

С народным художником ЯАССР П.П. Романовым. 1952

8. Л.М. Габышев с учителем, народным художником СССР, академиком АХ СССР В.Н. Бакшеевым. Москва 1957.jpg

Л.М. Габышев с учителем, народным художником СССР, академиком АХ СССР В.Н. Бакшеевым. Москва 1957

6. Л.М. Габышев с народным художником СССР, академиком АХ СССР Константином Юоном, справа скульптор Марьяна Ярославская. Москва. 1957.jpg

 Л.М. Габышев с народным художником СССР, академиком АХ СССР Константином Юоном, справа скульптор Марьяна Ярославская. Москва. 1957


Особо яркой страницей в 1962 г. в истории музейного дела в республике явилась передача в фонд музея, при содействии Льва Михайловича, коллекции его отца – известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева. Коллекция западноевропейского искусства ХVI-ХIХ вв. представляет многие ведущие европейские школы. Здесь можно отметить живопись итальянских мастеров: Никколо Реньери, два фламандских портрета – инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта VII; голландцев – Виллема ван Мириса, Антониса Паламедеса; гравюры Дюрера, Рембрандта, Ван-Дейка, Остаде, Калло, оригинальные рисунки художников разных европейских школ.

Лев и Густав Габышевы август 1960 из Минска в Якутск доставка коллекции отца.jpg 

Доставка коллекции отца специальным рейсом из Минска в Якутск. Лев и Густав Габышевы. Август. 1960 


На основе дара в 1970 г. в реконструированном здании бывшего Уездного Казначейства – памятника архитектуры начала XX в. был открыт филиал – «Музей западноевропейского искусства», преобразованный в 1995 г. в «Галерею зарубежного искусства имени профессора М. Ф. Габышева».
Немаловажную роль в формировании собрания музея сыграли разные значительные поступления из запасников других музеев, с сотрудниками которых Льва Михайловича связывала профессиональная и чисто человеческая дружба. Среди этих поступлений, можно отметить передачу (1954, 1955 гг.) из фондов Музея искусства народов Востока – небольшой, но интересной коллекции мелкой пластики из бронзы и кости, перегородчатой эмали и фарфора, живописи на свитках, представляющую мастеров Японии, Китая, Тибета и Монголии ХVII-ХХ вв. Несомненный интерес вызывает японская народная миниатюрная скульптура – знаменитая нэцкэ, а также ажурная китайская резьба. Поступление положило начало образованию коллекции восточного искусства, которая пополняется за счет редких даров и приобретений музея.
При Габышеве продолжала расти коллекция русского искусства. В ее составе произведения разнообразные по приемам письма – от парсуны до высокохудожественных работ. Живопись удачно дополняют оригинальные гравюры, рисунки, акварели художников ХVIII-ХIХ веков А. Г. Ухтомского, М. И. Махаева, Н. К. Чернецова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. А. Серова и многих других, фарфор Русского Императорского завода, скульптура П. К. Клодта и Е. А. Лансере. К числу примечательных работ собрания, позднее поступивших в отдел русского искусства, относятся характерный для И. И. Шишкина пейзаж «Сумерки в лесу» (1883), «Лунная ночь» А. И. Куинджи, «Героиня Баболина…» (1882) И. К. Айвазовского, приобретенная через закупочную комиссию МК РСФСР из частной коллекции Б. Н. Грибанова. Последняя его находка и приобретение – это замечательный «Портрет грузинки» М. А. Врубеля.
С первых дней своего основания музей отдавал приоритетное значение формированию коллекции искусства Якутии, отличающейся полнотой и хронологической стройностью. Одновременно с якутской коллекцией, формировался второй по величине отдел отечественного искусства ХХ в., где присутствуют такие имена как, П. П. Кончаловский, П. Д. Корин, Г. В. Ряжский, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Фаворский, А. Т. Матвеев. Благодаря деятельности Л. М. Габышева, новые отделы, органично прираставшие к якутской коллекции, придали музею разноплановый характер, представляя искусство разных времен и народов.
К семидесятым годам в составе коллекции определился новый раздел, связанный с таким явлением, как якутская графика, характеризующаяся обращением к глобальному высокому смыслу, яркой национальной принадлежностью, своим кругом тем, образной структурой, наличием самых различных техник: рисунка, офорта, линогравюры, литографии, ксилографии, монотипии, что повлекло за собой расширение диапазона коллекции и подняло её на качественно новый уровень.
Особо гордился Лев Михайлович коллекцией якутской резной кости ХIХ-ХХ вв., изучением, и пополнением которой занимался долгие годы. В разделе традиционные шкатулки, декоративные кубки и пластины, шахматы, многофигурные композиции по фольклорным мотивам, анималистика, сценки из сельской жизни и празднеств, ножи, трубки и письменные приборы, выполненные из ископаемого бивня мамонта.

Сегодня Национальный художественный музей – бесценная национальная сокровищница Республики Саха, где имеются шедевры мирового и отечественного искусства. В этом огромная заслуга кропотливого труда, таланта и знаний Льва Михайловича Габышева, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, замечательного художника и подвижника музейного дела, которому в первый весенний апрельский день Национальный художественный музей РС (Я) отметил 100-лет со дня рождения.


Источники:
1. Габышева А. Л. О вечном и прекрасном // Сб. статей Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), – Якутск, 1999. С- 30.
2. Габышева А. Л. Национальный художественный музей РС (Я): история коллекций // Альбом-каталог:Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), - Якутск, 2001, С.- 5, 6.
3. Сафронова Г. А. Лев Габышев //Альбом-каталог: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), - Якутск, 2001, С- 42, 43
4. Габышева, А. Л. Западноевропейская коллекция ХVI - ХIХ веков из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) // А. Л. Габышева / Искусство Евразии. – 2018. – № 2 (9). – https://cyberleninka.ru/article/n/zapadnoevropeyskaya-kollektsiya-hvi-hih-vekov-iz-sobraniya-natsion...
Поделиться