Адрес и часы работы
-
Адрес: ул. Петровского, 4Время работы: 10.00 - 18.00Выходные:ПонедельникВторник8 (4112) 33-52-80 касса
Национальный художественный музей РС (Я) продолжает цикл арт-инсталляций под открытым небом в сквере Галереи зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева и представляет первую в этом сезоне инсталляцию «Аюша», знакомящую с самобытным творчеством художницы Аюши Илларионовой.
Небольшая композиция из четырёх керамических скульптур посвящена исследованию одного из главных мотивов в искусстве – образа женщины. С далёких времён существуют мифы о богине-матери, уподобляющейся самой природе – источнику всего живого на Земле. Окружённые зеленью сквера женские образы Аюши Илларионовой входят в диалог с природным ландшафтом. Работы входят в серию, повествующую о её национальных истоках. Художница исследует образ женщины сквозь призму бурятского культурного наследия и собственного творческого видения.
Рогообразные по форме традиционные женские причёски, придающие фигурам причудливый контур, отсылают к монгольским корням бурятского народа. «Рога» носились замужними аристократками и считались символом плодородия и процветания семьи. Прическа декорировалась затейливыми украшениями из драгоценных металлов и камней, призванными защищать владелицу от злых духов и приносить ей счастье. Эти магические украшения переданы художницей в виде орнаментальных мотивов.
Созданные в разные годы, работы показывают постепенный уход от лаконичности и монументальности к декоративности и пластичности. Самая ранняя скульптура «Эхэнэр. Женщина-мать» (2008) выполнена из глины и покрыта ангобом. В переводе с бурятского языка «эхэнэр» означает «женщина». Её материнство подчёркнуто защитным жестом сложенных на выпуклом животе рук. Скульптура «Шаманка» (2019) увенчана шаманской короной «майхабши» с навершиями в виде рогов. Схематично намеченное лицо с узкими линиями глаз напоминает лики онгонов – фигурок, считающихся у бурятов вместилищами духов предков.
В «Маске 1» и «Маске 2» (2021) Аюша Илларионова, сочетая глину и фарфор, рельефный силуэт и яркие цвета, воплощает эффектные декоративные образы. Застывшие лица-маски являются своеобразным автопортретом художницы.