Адрес и часы работы
-
Адрес: ул. Кирова, 9Время работы: 10:00 - 18:00Выходные:ПонедельникВторник33-52-80 касса33-52-79 справки по тел.33-52-74 приемная
Экспозиция дает возможность прикоснуться к извечным вопросам о смысле жизни, о смерти, о месте человека в природе и времени, о роли творца сквозь призму творчества блистательного гравера и рисовальщика, изысканного иллюстратора Юрия Иннокентьевича Вотякова. 1 декабря ему исполнилось бы 80 лет. Жизнь художника трагически оборвалась в возрасте 36 лет на взлете карьеры, в самом расцвете таланта... Представленная на выставке графика – лишь малая часть из созданного им на протяжении короткого пути в искусстве. Это творческая лаборатория и антология внутреннего мира художника, в произведениях которого переплетаются увиденное мимоходом в реальности, мысли о прочитанном, память о пережитом и чистый вымысел.
Выпускник Якутского художественного училища, с 1965 по 1970 гг. совершенствовал профессиональные навыки в Московском высшем художественно-промышленном училище, окончив отделение промышленной графики (мастерская Б.Н. Симакова). В 1973 году Юрий возвращается в родную республику. В это время в изобразительном искусстве Якутии заметна тенденция расширить и углубить проблематику, связанную с осознанием историко-культурной самобытности народа. Наблюдается разнообразие стилевых и индивидуальных подходов в работах художников. В ряде случаев можно говорить об этнографизме на новом уровне. Вновь возрастает значение непосредственных натурных наблюдений с неизменным вниманием к эстетике народного быта. Наряду с традиционными темами (труда, природы, революции, Великой Отечественной войны) авторами разрабатывались нравственно психологические темы медиативного характера, этнокультурной памяти, проблемы нарастающих социально–экологических драм. Центральной темой национального искусства стало острое чувство взаимосвязи человеческого духа с природой. Одновременно набирало силу и другое направление, которое можно обозначить метафорическим. Его начало связано с созданием образов, внешне адекватных действительности, но обладающих таким сложным поэтическим подтекстом, новым ассоциативным смыслом, который предопределяет их символический характер, заставляет видеть в изображениях некую метаморфозу реальности.
Тяготение к символико-метафорическому строю произведений особенно характерно для творчества Юрия Вотякова. Сюжеты его графических циклов посвящены литературным произведениям Э.Т.А. Гофмана, И.В. Гете, Дж. Бокаччо, Д. Алигьери, японской классике, ирландским сагам и якутскому олонхо. Уже первые самостоятельные работы художника отличались раскованностью, энергией пульсирующей плоти, в которой просматривается увлечение культурными ценностями разных эпох: античности, средневековья, Ренессанса, равно как полотнами художников сюрреалистов, экспрессионистов.
Яркая эмоциональная индивидуальность, метафорическая образность, артистизм исполнения позволили Вотякову создать свой уникальный стиль, сочетающий совершенную технику с экспрессией, композиционной энергией и удивительной музыкальностью, лиризмом и поэтичностью. Он постоянно обновлял свой арсенал художественных средств. Расширяя границы выразительных возможностей графики, начинает активно вводить цвет в офорты, что делает его листы более пластичными, многослойными, глубокими. Настроением умиротворения и благоговейного трепета перед природой наполнены композиции «Спокойное озеро», «Бегущий олень», «Вечерний трубач» - 1976, словно призывая остановиться на мгновение, забыть о суете и окунуться в созерцание простых и вечных истин. Каждая деталь, будь то колышущиеся на ветру травы или тихий плеск воды, говорит о гармонии и спокойствии. Его манера разнообразна, свободна и живописна, штриховка богата, гибкие линии следуют форме, то утолщаясь, то сгущаясь в глубоких тенях, то приобретая необычайную нежность при переходе к свету, что создает мерцание, погружая в таинственные превращения шаманских мистерий («Шаман», «Удаганка» - 1976).
В творчестве, как и в жизни, художник руководствовался высокими гуманистическими принципами, представляющими собой философский взгляд на внутренний мир человека, акцентированный на пристальном внимании к его деятельности и свободе, подчёркивающий его достоинство вне зависимости от социальных ролей, и видящий в нём источник творческой энергии. Согласно древнему философу Пармениду, весь мир можно поделить на 2 части: хорошее и плохое, свет и тьму, добро и зло, да и нет. О вечной борьбе темного и светлого начал повествуют неоконченные иллюстрации к якутскому эпосу «Нюргун Боотур Стремительный», к «Ирландским сагам». Образы, воплощенные художником в композициях, аллегоричны и архетипичны: они затрагивают глубочайшие слои народного сознания, опираясь на древние сказания и легенды. В крупноформатных листах переплетающиеся персонажи, грубые и странные выражения их ликов, создают мрачную и пугающую атмосферу, погружая в некий сюрреалистической мир. Авторское напряжение наполняет плоскость пространством – временем, работам присущи отчаяние, разочарование, возможно даже неверие, но одновременно – и острое чувство радости жизни и торжества справедливости.
Гротескны графические серии «Ночные видения», «Метаморфозы» -1979, отдельные листы «Мистерия», «Дьяволиада», «Карлик. Отверженный», «Гнев», и др., посвященные темам темной стороны человеческой натуры. Уродливые фигуры пугают и притягивают, художник завораживает изображением причудливых сочетаний фантасмагорического и реального, человеческого и животного начал, иронической и дерзкой саркастической трактовкой образов. На этих листах отсутствует какой-либо фон, характерен контраст размеров переднего и заднего планов, сообщающий грандиозность главной сцене или герою. Всё внимание художник сосредотачивает на фигуре, не считая нужным даже в паре штрихов наметить окружающий пейзаж. Этот прием концентрирует внимание зрителя на типаже изображаемого, предлагая рассмотреть его пристально. Вместе с тем изображение фигуры в пустом пространстве в некоторой степени усиливает ощущение одиночества персонажа, его смятение, тревогу, и страх перед вселенной, подчеркивает хрупкость и эфемерность красоты и существования.
Свои мрачные мысли и чувства о бренности бытия и вечности больной художник решил отразить в листе «Анатомия доктора Эстиса» (1977). В фигуре доктора он изображает своего московского друга – графика Эстиса, защищающего лежащего пациента, в котором можно узнать самого Юрия, от нависших над ним мощных тел, олицетворяющих мучительные страдания. Эмоциональный рассказ об извечно драматических борениях человеческого духа, своеобразная аллюзия к групповому портрету «Анатомия доктора Тульпа» гения золотого века Голландии Рембрандта.
Творения художника-философа Юрия Вотякова подобны притчам или магическим сновидениям. Авторская манера очаровала современников тем, что все образы, взятые из обыденной жизни, предстают зрителю не как зеркальные отражения, а пропущенными через сознание художника, его романтико-драматический мир. Неистощимая фантазия, виртуозная легкость исполнения наряду с охватом жизненных явлений придают его листам значение больших художественных произведений. Стремление к познанию меняющегося мира через творчество делает его произведения живущими вне времени, давая и сегодня нам пищу для размышлений. Общение с каждой из его работ кристаллизует в сознании зрителя множество ассоциаций, воспоминаний, интуитивных догадок. Поразительная искренность, с которой передана в эстампах и рисунках жестокая реальность жизни, не скрывает от нас правды, но побуждает наш ум к более глубокому ее пониманию.
Кандидат искусствоведения
Юлия Кравцова
Внимание! Выставка будет работать для всех посетителей с 5 декабря 2024 г. по 5 февраля 2025 г. в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, 1 этаж, выставочный зал.
Вход по Прейскуранту: для взрослых –300 руб./чел; для лиц, не достигших 18 лет – бесплатно; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 200 руб./чел., для пенсионеров – 200 руб./чел., многодетным семьям – бесплатно (при предъявлении соответствующих документов, qr-кодов). Экскурсионное обслуживание по отдельной цене, предварительная запись: 8 (4112) 33-52-79.
Режим работы: среда 12.00-20.00 (касса до 19.30), четверг-воскресенье 10.00-18.00 (касса до 17.30), понедельник-вторник – выходные дни.
Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79
Юрий Иннокентьевич Вотяков. «Спокойное озеро». 1976. Бумага, ксилография
Юрий Иннокентьевич Вотяков. «Бегущий олень». 1976. Бумага, офорт, прямой перевод
Юрий Иннокентьевич Вотяков. «Вечерний трубач». 1976. Бумага, офорт, прямой перевод
Юрий Иннокентьевич Вотяков. «Удаганка». 1976. Бумага, офорт, прямой перевод
Юрий Иннокентьевич Вотяков. Иллюстрация к «Ирландским сагам». 1977. Бумага, офорт