Адрес и часы работы
-
Адрес: ул. Кирова, 9Время работы: 11:00 - 19:00Выходные:ПонедельникВторник33-52-80 касса33-52-79 справки по тел.33-52-74 приемная
Процесс вхождения молодого художника в большое искусство сложен и непредсказуем. Но, безусловно, одно, кроме таланта необходим упорный повседневный труд, искренняя увлеченность своим делом. Вот этими качествами Зинаида Курчатова обладала в полной мере. В ней всё было красиво: быстрый взгляд серовато-зеленых глаз, то, как она закидывала тяжелую косу на плечо, и как просто, взволнованно «мыслила» красками на холсте.Активная, подвижная, вдумчивая, работоспособная, она успевала везде: преподавала в художественном училище, сотрудничала с книжным издательством, вела общественную работу, встречалась с друзьями, ездила вместе с мужем, художником Афанасием Осиповым на этюды в горы, тайгу и тундру, была добрым другом, женой и нежной матерью для дочки Анечки. Но самое главное — жила и работала творчески.
Родилась Зинаида Капитоновна Курчатова в 1948 г. в селе Большой Патом Бодайбинского района Иркутской области в многодетной семье кадрового охотника. Художественное образование получила сначала в Якутском художественном училище (1968), в 1974 г. окончила живописное отделение Дальневосточного института искусств (мастерская профессора живописи и рисунка К.И. Шебеко). С 1974 г. преподавала в художественном училище, одновременно вела интенсивную творческую деятельность. Ее искусство, будучи неотъемлемой частью якутского изобразительного искусства третьей четверти XX в., активно участвовало на всесоюзных и зональных выставках в культурном обмене с ведущими мастерами своего времени. В1977 г.была принята в Союз художников СССР.
Уже в ранних работах выявляется главное качество ее дарования — острое чувство цвета. Об определенных решениях живописных задач свидетельствуют сами названия работ: «Девушка в красном» (1977), «Девушка в голубом» (1977), «Женский портрет в красном. Ася» (1978). В этом плане наиболее удачен декоративный портрет «Саши Павлова» (1976), один из лучших детских образов в якутской портретной галерее. В произведении «Девушка в голубом» для художника важна передача цветовых соотношений, интригующая игра переливов тонких оттенков синего и голубого на платье. Сочность живописи, передача национального типа подкупают естественным восприятием натуры.
Поездки в Арктические улусы оказали большое влияние на формирование и становление личности художника. Законченные пейзажи выполнены непосредственно на местности. Такой пленэрный подход придал живость работам, ощущение колористической свободы, связывая творческий метод и мировоззрение автора. Впечатления от красивейших видов Зинаида воплощала в многочисленных величественных панорамах Севера, напоенных светом и воздухом. Пейзажи обычно написаны с высокой точки. Здесь она познала глубинную пространственность заполярного ландшафта, его мощный космический размах.Очарованная северным краем она любила передавать напряженность переходных моментов в природе: композиции выстроены на пластических контрастах, ритмических цезурах покоя и движения — «Закат над Момой» (1977), «Озерки в Момской тундре» (1979), «Горное озеро» (1983). Умиротворенностью, цельностью отличаются работы «Горы Байына» (1982), «Спешат к стаду» (1983). На пленэре, один на один, она вела свой диалог с открывающимися далями и горными вершинами.
Поездка в Монголию расширила географию работ автора, обогатила ее опыт тонкими жизненными наблюдениями — «Вечерний разговор», «Мама приехала!», «Окраина Сомона». Из Монгольской Народной Республики Зинаида в 1978–1979 гг. привозит декоративно-нарядную серию пейзажей, в которых чувствуется уважение к традициям и обычаям народа, проникновение в своеобразие южного края – «Табунщик-монгол», «Вечер в горах», «Кочующие пески» и др.
О зарождении жанровой живописи в ее творчестве свидетельствуют картины «Ожидание» (1980), «Девичий разговор» (1983). Меняются приемы и выразительные средства живописи, на первый план выступает эстетика изображения человека.
Девять лет самостоятельной творческой работы после окончания института —очень небольшой срок в становлении художника. Жаль, она была в начале своего большого пути… Зинаида Курчатова прожила короткую жизнь, но все же успела сказать в якутском изобразительном искусстве свое слово.
Анализ творчества Зинаиды Курчатовой показал, что ее работы имеют свой изобразительный язык с ярким, насыщенным колоритом, пространственными горизонталями естественно выстроенных композиций, в которых живет всеобъемлющая любовь к своей земле, широкий гуманистический взгляд на окружающий мир. Особенно это заметно в многочисленных пейзажах, написанных в поездках на Север, проявляется и в жанровых произведениях, в этом заключается эстетическая ценность ее искусства.
Выставка работает для всех посетителей с 4 августа по 1 октября 2023 г. в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, фойе 2 этажа.
Вход по прейскуранту: для взрослых – 150 руб./чел; для лиц, не достигших 18 лет – бесплатно; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 80 руб./чел; для пенсионеров – 50 руб./чел; многодетным семьям – 75 руб./чел. (при предъявлении соответствующих документов), экскурсионное обслуживание по отдельной цене.
Режим работы: среда 12.00-20.00 (касса до 19.30), четверг-воскресенье 11.00-19.00 (касса до 18.30), понедельник-вторник – выходные дни.
Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79, 8 (4112) 33-52-80 (касса)
Зинаида Курчатова, «Осенний пейзаж». Холст, масло
Зинаида Курчатова, «Портрет Саши Павлова». 1976. Холст, масло
Зинаида Курчатова, «Девочки». 1983. Холст, масло