Тепло сердца матери

09.05.2023 - 28.05.2023

Адрес и часы работы

  • Адрес: ул. Хабарова, 27
    Время работы: 10.00 - 18.00
    Выходные:
    Понедельник
    Вторник
    8 (4112) 33-52-80 касса

О выставке

На алтарь спасения матери-Родины были положены миллионы жизней. К великой победе шли солдаты через кровь и смерть, через великие тяготы, лишения и страдания, шли, чтобы победить или умереть, заслонив собой мать и Родину. Пуля врага, сразившая бойца на фронте, безжалостно била и в материнское сердце, била за тысячи километров, нанося неизлечимые, незаживающие раны. Из каждого поселка, деревни, города уходили на фронт миллионы доблестных солдат. Их возвращения домой ждали жёны, невесты, дети. И матери. Нет такого мерила и таких наград, чтобы измерить и оценить материнский подвиг этих женщин!

На временной выставке «Тепло сердца матери» представлены графические произведения  и скульптура якутских художников из фондов Национального художественного музея РС (Якутия): Элляя Семеновича Сивцева, Валериана Романовича Васильева, Афанасия Петровича Мунхалова, Владимира Семеновича Карамзина и др. В те грозные и суровые годы многих художников Якутии война застала детьми. Наравне с женщинами, стариками они трудились, заменив отцов, старших братьев, мобилизованных на фронт, и вынесли на своих плечах все тяготы военного лихолетья. Косили и стоговали сено, убирали хлеб, заготавливали дрова и лед, были бессменной и надежной опорой для колхозов и родных. Среди них будущие графики Эллей Сивцев, Владимир Карамзин, Иван Маччасынов, Афанасий Мунхалов... В 1990-е годы Владимир Семенович Карамзин, Иван Алексеевич Маччасынов заслуженно стали ветеранами тыла Великой Отечественной войны.

Серия «Великая Отечественная война» (1986-1987) венчает многолетние творческие поиски графика Элляя Семеновича Сивцева.  Событийны и сюжетны литографии, связанные между собой единым замыслом и расположенные в определенной последовательности. Здесь новеллы, воссоздающие жизнь в отчих местах («Проводы», «Письмо с фронта», «Вернулся»), и долгожданный миг Победы у колонн рейхстага («Победа»). Завершает цикл, как в олонхо, народный праздник ысыах в честь Победы на якутской земле.

Подвигу якутян посвящены серии линогравюр Ивана Алексеевича Маччасынова «Якутяне в Великой Отечественной войне» (1985), где эмоционально, с патетикой художник повествует о том, как нелегко далась Победа на полях сражений и в тылу.

Известный график Валериан Романович Васильев владел даром глубокого философского истолкования жизненных явлений. Особое место в его творчестве занимают произведения, трактующие тему войны в философско-поэтическом плане. Литографии «Без вести пропавший», «Скорбь» (1970) отличает особый вневременной масштаб. В них преодолено исторически конкретное время: словно сквозь годы, сквозь даль расстояния и времени рассеивается туман забвения и прорывается к нам прекрасное, юное лицо солдата, пропавшего без вести на тропах войны. Велика скорбь рано состарившейся женщины потерявшей сыновей, не дождавшейся мужа и родных в литографии «Скорбь». Лапидарно и жестко проложены на этом лице морщины, глубокие складки. Лицо кажется безмолвным и непроницаемым в своем горе, а оттого еще более трагичным.

В линогравюре Афанасия Петровича Мунхалова «Памяти невернувшихся» (1974), посвященной погибшим в годы войн, царит особый возвышенный ритм. Фигура юноши с винтовкой, парящая над родным аласом, коновязь, белый конь, земля, усыпанная цветами - в этом потоке сконцентрированы высокий смысл жизни и неумолимый бег времени. Мунхалов лично пережил страшные лишения и тяготы чурапчинского переселения в годы Великой Отечественной войны. В серии «Сага о чурапчинском переселении» (2003-2009) перед зрителем чередой проходят эпизоды скорби и мужества тех лет. График отражает то достоинство, с которым люди встречали удары судьбы и старались с ними справиться. Из большой семьи, согнанной с родимых мест, в осиротевший алас вернулась только одна женщина без детей и родных («Возвращение»). На опустевшем отёхе в давно потухшем камельке разжег огонь переселенец, возвратившийся со студеного Севера. Как дорогое воспоминание, за очагом возник призрачный образ хозяйки обезлюдевшего крова («У родного очага»). Внутренний, глубинный стержень произведений возвышен тесной связью с природой. В них особо сильно высвечен своеобразный мунхаловский лиризм - светоносная, жизнеутверждающая сила.

В собрании хранится один из эскизов картины Артура Дмитриевича Васильева «Сыновья вдовы» (1987), созданный по мотивам одноименного литературного произведения отца живописца о судьбе якутской семьи в переменчивый ХХ век. С проникновенной поэтической глубиной раскрыты неутешность матери, нежность и гордость за старшего брата, уходящего на фронт, младших братьев, вся атмосфера немногословного прощания, заставляющая почувствовать великую силу людского терпения и мужества. Рядом с ними художник изображает немолодого мужчину, своего отца, снова через годы глубоко переживающего это трагическое время. Эти молчаливые, спокойно стоящие юноши, сыновья вдовы – словно ботуры – защитники «солнечного племени» держат незыблемость благословенного срединного мира.

Своеобразным лейтмотивом  выставки стала скульптура из металла Эдуарда Пахомова «Мать солдата» (1985). Она монументальна, строго уравновешенна, при внешней статике полна глубокого внутреннего напряжения. В ней запечатлены суровость, ожидание, горе, надежда и ясно читаемая печать той нелёгкой доли, которая выпала в военные годы женщинам. Усталость, доброта, печаль – всё это не только признаки отдельного лица, но черты личности, скорее собирательные, свойственные крестьянским женщинам, вырастившим, вероятно, не одного парнишку-сорванца. В трудные годы они кормили, одевали своих сыновей, выводили их на широкую дорогу жизни, и, наверное, встретили у отчего дома далеко не всех, кто ушел по этой дороге.

Война - это огромное общее и личное горе каждого. Произведения художников военных лет и современности - своеобразный художественный документ своей эпохи, память души и сердца, с годами приобретающая исторический интерес и ценность. 

Выставка будет работать для всех посетителей с 9 по 6 июня 2023 г. в Картинной галерее академика Афанасия Осипова, по адресу: г. Якутск, ул. Хабарова, 27.
Вход по прейскуранту: для взрослых – 70 руб.; для лиц, не достигших 18 лет – бесплатно; многодетные семьи – 35 руб; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 50 руб.; для пенсионеров – 50 руб. (при предъявлении соответствующих документов).
Режим работы: со среды по воскресенье с 10:00-18:00 (касса до 17.30), понедельник-вторник – выходные дни.


Справки по телефонам: 8(4112)33-52-79, 8 (914) 829-75-37


тепло сердца матери афиша.jpg

Сивцев Э. С. Проводы. Из серии ВОВ. 1986-87 г.jpg

Эллей Сивцев, «Проводы» (1986-1987, бумага, литография)

Маччасынов И.А. Письмо с фронта. из серии Якутяне в ВОВ. 1985.JPG

Иван Маччасынов, «Письмо с фронта» (1985, бумага, линогравюра)

2 Сивцев Э. С. Вернулся.jpg

Эллей Сивцев, «Вернулся» (1987, бумага, литография)

IMG_3451.JPG

Эдуард Пахомов, «Мать солдата» (1987, металл, литье)