Три графика

19.08.2023 - 01.10.2023

Адрес и часы работы

  • Адрес: ул. Кирова, 9
    Время работы: 11:00 - 19:00
    Выходные:
    Понедельник
    Вторник
    33-52-80 касса
    33-52-79 справки по тел.
    33-52-74 приемная

О выставке

Выставка «Три графика» посвящена творчеству ярких представителей и последователей Ленинградской академической художественной школы советской графики Леониду Башкову, Юлии Далецкой и Андрею Бодрову. Именно следование традициям определило реалистическую основу их работ, ясность композиционных построений, поэтическое осмысление натурных изобразительных мотивов. Выпускники лучших художественных ВУЗов Ленинграда-Санкт-Петербурга, увлеченные преподавательской деятельностью, иллюстраторы книг, они по-разному подходят к работе, исходя из собственной творческой индивидуальности. Именно поэтому их работы так интересны сегодня. В каждом произведении видна неповторимая манера каждого мастера и узнаваема рука художника. Экспозицию выставки «Три графика» дополняют предметы декоративно прикладного искусства и скульптуры замечательных художников Санкт-Петербурга из коллекции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).


Леонид Григорьевич Башков (1931-2011)


Леонид Григорьевич Башков родился 25 августа 1931 года в городе Сковородино Амурской области. Выпускник Иркутского художественного училища, один из лучших студентов графического факультета института им. И. Е. Репина, он успешно защитил дипломный проект в мастерской академика А. Ф. Пахомова. Всю жизнь его главными учителями в творчестве были Тинторетто, Микеланджело, Дюрер, Тициан, Рубенс. Фидий, Скопас, Александр Иванов, Ван Гог. Именно в диалоге с ними художник создал свои лучшие произведения. Вся дальнейшая жизнь Леонида Башкова прошла в Ленинграде – Санкт-Петербурге: творческая работа, вступление в 1975 в Союз Художников, отечественные и международные выставки, преподавание рисунка и офорта в главных художественных ВУЗах страны.
Рисунок Леонида Башкова, представителя старшего поколения графики, живой, интересный и высокопрофессиональный, основан на знании, мастерстве и большой любви к искусству. Приверженец традиций, тем не менее в пейзажных произведениях он по-новому переосмысливает природу. В рисунках «Жаворонки в траве» (2006), «Чертополох» (2007), «Ромашки» (2011) отсутствуют академическая сухость и «угловатость», ощущается живое пространство, мощное и цельное, наполненное светом и воздухом. Представленный на выставке «трехмерный» рисунок «Пергамский алтарь. Афродита» (2003) из известной графической серии погружает зрителя в эпоху эллинизма. Рисунок получился не менее грандиозным, чем сам архитектурный алтарь. В нем отсутствует механическое копирование искусства древних, а есть желание осмыслить произведение и приблизиться к совершенству. В глубоком психологическом «Автопортрете» (1970), выполненном в технике литографии, перед зрителем раскрывается образ самого художника как яркой, неординарной, самобытной личности. Монохромная, черно-белая гамма как нельзя лучше соответствует скрытому темпераменту Леонида Башкова, своей контрастностью создавая напряжение, нервный импульс, идущий от художника к зрителю через графический лист.
С ростом мастерства приемы изображения оформились в сложных графических техниках – офорте и сухой игле. В 1970-е годы художник обратился к изображению человека в сложных условиях труда. Люди, иногда незримо, но всегда присутствуют во всех его произведениях, согревая их теплом своей деятельности. Портретная галерея рабочих Череповецкого металлургического комбината – это фактурные, цельные и завершенные офортные произведения.
Так случилось, что первая большая выставка художника прошла только после его смерти и стала своего рода откровением и прозрением для широкой публики. Но время показало, что творчество Леонида Башкова, большого талантливого графика, будет востребовано во все времена.

Юлия Павловна Далецкая (родилась в 1939 году)

Юлия Далецкая - супруга Леонида Башкова, трепетный, виртуозный график, проникновенный живописец, мастер композиции, философ. Коренная ленинградка, из семьи творческой интеллигенции, она после окончания средней школы при Академии художеств с золотой медалью поступила на графический факультет института имени И.Е.Репина. Ее диплом так понравился комиссии во главе с народным художником СССР Е.Кибриком, что с выпускницей сразу заключили договор на создание серии офортов на тему современной жизни манси.

Художник «крепкой руки», она использует в своем творчестве разные техники, которые со временем сменяют друг друга: от офорта ‒ к акварели и углю. В последние годы большинство работ сделаны в смешанной технике. «Букет на подоконнике» (1990), «Натюрморт с большим бокалом» (2011), «Натюрморт с сухой сливой» (2013) - акварель, пастель, цветной и графитный карандаш, уголь сливаются в выразительное полнозвучие. Жанры и темы - самые разные: натюрморты, пейзажи, портреты, анималистика, фантазии, жанровые картины. Но во всех, кроме внешнего сюжета, присутствует второй план, иногда не один, содержащий глубокие размышления художника о тайнах бытия. Эта философская глубина даже во внешне очень сдержанных, скупых на средства произведениях - отличительная особенность творчества Юлии Далецкой. В работах «Вечер на Оби» (1970), «О жизни и смерти» (1987-1988), «Ветла на берегу Оредежи. Утро» (2007) раскрываются волнующие каждого человека темы -  рождение и любовь, встречи и расставания, радость и печаль.

Как художник творчески разносторонний, Юлия Далецкая много времени посвятила преподаванию, работе с известными издательствами и детскими журналами, такими как «Просвещение», «Детская литература». И всегда относилась к этой стороне деятельности предельно серьезно. Иллюстрации мастера к русским народным сказкам отличаются разнообразием композиционных решений и выразительностью силуэтов. Детские книги с рисунками художницы - это настоящий праздник для детей, многоцветный и завораживающий своим волшебством.

Скромный и очень строгий к себе человек, Юлия Павловна вкладывает сердце в свои работы и в людей. Благодаря ей состоялся как замечательный художник муж, стал успешным дизайнером сын, прикипели к изобразительному искусству многие ученики и друзья. В этом заключается смысл жизни настоящего большого художника.


Андрей Игоревич Бодров (родился в 1968 году)

Инженер по первому образованию, Андрей Бодров пришел в «большое» изобразительное искусство стремительно и ярко. Не провозглашая новаторских идей, не тяготея к «трендовым» течениям, он бережно хранит и продолжает развивать достижения знаменитой графической школы Ленинграда-Петербурга. На его творчество большое влияние оказали Анатолий Давыдов и Леонид Башков,

Определение «тихая графика» и по форме, и по сути как нельзя лучше характеризует искусство Андрея Бодрова. В пейзажных графических произведениях художник останавливает «прекрасное мгновенье», мимо которого человек проходит в суете жизни. И это не слепки с реальности, а материализация изобразительными средствами собственных впечатлений и состояний души, графические «раздумья»- антиподы его инженерной деятельности. С помощью скупых, лаконичных средств, несколькими штрихами художник воссоздает мгновение бытия, наполненное глубокой гаммой чувств. Природа и город в офортах «Старый дом в Сиверской» (2007), «Зимний пейзаж» (2012), «Городской пейзаж с деревьями» (2014), обладают удивительной прозрачностью, бархатистостью линий. Зритель почти физически ощущает плотность световоздушной среды и задумчиво-лирическую окраску. Графические виды узнаваемы простотой композиции и обращены к чувствам человека. Та же мягкость и текучесть линий ощущаются в изображении обнаженных натур в листах «Сидящая» (2011), «Лежащая (2011).

Подвластен художнику и живописный пластический язык пастели. «Цветы в саду» (2016), «Сад летом» (2017), «Южный сад ночью» (2018) необычайно выразительны. При взгляде на эти произведения становится на душе спокойно и чисто.

Участник более 70 выставок в России и за рубежом, член Союза художников России, чьи работы стали частью фондов Русского музея, Андрей Бодров уже весьма определенно заявил о себе как о зрелом, состоявшемся мастере. Пройдя продолжительный путь в искусстве, испытав различные влияния, он, как художник, сохранил свою идентичность, не потеряв при этом стремления и способности к новым поискам и дальнейшему самосовершенствованию.


Выставка работает для всех посетителей с 19 августа по 1 октября 2023 г. в основном здании музея по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 9, 1 этаж, выставочный зал.

Вход по Прейскуранту: для взрослых – 200 руб./чел; для лиц, не достигших 18 лет – 100 руб./чел.; для студентов ВУЗов и ССУЗов – 100 руб./чел., пенсионеров – 100 руб./чел., многодетным семьям – 100 руб./чел., военнослужащим, участникам боевых действий и членам семей мобилизованных граждан – бесплатно (при предъявлении соответствующих документов).Экскурсионное обслуживание по отдельной цене.

Купить билет по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/vystavka-tri-grafika

Режим работы: среда 12.00-20.00 (касса до 19.30), четверг-воскресенье 11.00-19.00 (касса до 18.30), понедельник-вторник – выходные дни.

Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79, 8 (4112) 33-52-80 (касса)

афиша.jpg

20. Свалка. б., темпера, уголь. 2000 52х81.jpg

Юлия Далецкая 04_05_2016-146.jpg

Сиверская зимней ночью (2) си 2017 205Х29 (200).jpg