22 ноября народному художнику РС (Я), реставратору Тимофею Андреевичу Степанову исполняется 80 лет со дня рождения

22.11.2023

Тимофея Андреевича Степанова (1943-2005) можно назвать художником одной темы - это якутский героический эпос «Олонхо». Им было создано свыше 160 произведений. Воплощая свои своеобразные композиции, он часто объединял их в тематические серии, в которых нашли отражение образы, темы, представления и мироощущения, свойственные народу саха. Это: цикл «Якутский героический эпос «Олонхо» (1979-1986, триптих «Гимн коню» (1988), серии: «Великие духи», «Якутские кузнецы», «Айыылар – великие божества» (1994), «Саха ойууна» (1985-1998). Известны полотна, в которых художник выразил свою авторскую позицию по животрепещущим вопросам разрушения экологической среды и политических репрессий: «Черные слезы Вилюя. Харах уута» (1990), диптих «Репрессия» (1981, 1984). Показывая в своем творчестве глубинные пласты национальной культуры, Т.А. Степанов обращается к литературному наследию великих просветителей прошлого - А. Кулаковского, А. Софронова, П. Ойунского, также и к общефилософским темам, связанным с библейскими сюжетами (1998), цикл «Кудангса Великий» (1993), серия «Сны» (1992); «Память о А.И. Софронове», «Первые якутские классики-просветители», «Посвящение Ойунскому», триптих «Сон шамана» (по А.Е. Кулаковскому) и другие.

07. Постоянная экспозиция.jpg

08. Выставка.jpg
В 1983 году в Музее изобразительных искусств (ныне Национальный художественный музей РС (Я)) впервые прошла персональная выставка 40-летнего художника. И она вызвала ажиотаж. Это были полотна, отличающиеся особым взглядом на национальные истоки, олицетворением чего стал якутский героический эпос, к которому обратился художник. Все в его работах было необычно - и темы, и сам художественный почерк. Картины художника не оставляли места для равнодушного созерцания, он открыл страницы ни на что не похожие. Его необычный стиль вобрал в себя множество приемов, в которых можно усмотреть и принципы стенной росписи, и восточную миниатюру, иллюстрацию, и даже методы построения, соответствующие в литературе эпическому повествованию. Не зря Т.А. Степанова часто сравнивают с олонхосутом в живописи. В чем-то это была новая стилистика, прослеживаемая и в композиционно-цветовом решении полотен. Симметрия, выделение главного в виде центральной части вокруг которой, одновременно разворачиваются сюжеты. Это переплетение сцен, образов, деталей, подчас сложно взаимодействующих между собой, придают картинам Степанова собственную эстетическую ценность и значимость. В общем же целом, его полотна представляют образно-живописный цикл - «Духовная жизнь человека: традиции и многовековая мудрость».

06. На открытии персональной выставки.jpg03. С коллегами в музее.jpg

Он был не только признанным художником, но и опытным реставратором, для которого в этой жизни по большому счету была только одна святыня - искусство. Этой святыне он и служил. Его руки продолжили жизнь многих живописных полотен, среди которых были работы как старых мастеров зарубежного и русского искусства, так и произведения наших современников.

 Рисунок1.jpg
Он оставил после себя многое. Как художник – необычные, но всегда узнаваемые живописные произведения, как реставратор – продлил жизнь творений, созданных руками и творческой фантазией своих собратьев по цеху, как музейщик – он был олицетворением понимания того, что своему росту, развитию и признанию, ты во многом обязан этому храму, где все проникнуто своеобразной эстетикой уважения к таланту и прошлому.

Поделиться