5 причин успеть посетить выставку «От Дюрера до Рембрандта… Библейские истории»

11.10.2023

Друзья, выставка «От Дюрера до Рембрандта… Библейские истории» из собрания известного московского коллекционера Владимира Беликова знакомит с удивительным миром старой западной гравюры. Сегодня предлагаем вашему вниманию пять интересных фактов, почему стоит увидеть эту выставку.


1. Гравюра – это не только вид графического искусства, но и предтеча масс-медиа

Гравюру получают в результате оттиска печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов на бумаге. Именно оттиск, отнюдь не печатная форма, является произведением искусства. Что же связывает старинные гравюры с современными СМИ? Тиражность, мобильность и ориентация на широкую аудиторию. Главная особенность гравюры – возможность получить значительное количество оттисков, каждый из которых выступает оригинальным авторским произведением. До изобретения фотографии гравюра служила основным визуальным источником знаний о мире: иллюстрации, географические и небесные карты, анатомические и ботанические атласы и многое другое выполнялись в технике гравюры. Кроме того, общедоступность визуальной информации и сила её воздействия на человека могла использоваться для формирования идеологий и укрепления власти.


2. «Сейчас я займусь гравюрами. Если бы я сделал это раньше, был бы богаче на 1000 флоринов»

Так в ноябре 1509 года пишет одному из своих заказчиков, купцу Якобу Геллеру, Альбрехт Дюрер. Великий немецкий художник и мыслитель, чьё имя равно имени Леонардо да Винчи по значительности, очень серьёзно относился к финансовым вопросам – об этом свидетельствуют его письма и дневниковые записи. Он рано приобрёл признание и на родине, и за рубежом. Однако в живописных работах творческая свобода была ограничена пожеланиями заказчика, финансовыми и временными рамками. Гравюра же издавалась большими тиражами, приносила Дюреру более ощутимый доход и обеспечила мировую славу.

На выставке вы заметите, что во всех представленных в экспозиции работах Дюрера присутствует его монограмма «АD». Среди почитателей таланта художника находились и те, кто готов был воспользоваться его именем в корыстных целях, выдавая копии за работы самого мастера. Так, Дюрер стал первым художником, отстаивавшим своё авторское право и боровшимся с многочисленными подражателями всеми доступными способами: подписыванием работ, угрозами о последующем наказании и даже судебным разбирательством. Выставка позволяет познакомиться со знаменитой монограммой Альбрехта Дюрера на примере четырёх ксилографий и одной гравюры резцом. 

2. Альбрехт Дюрер. Самсон. 1494–1498. Бумага, гравюра на дереве.jpg

Альбрехт Дюрер (1471–1528). САМСОН. 1494–1498. Бумага, гравюра на дереве


3. На выставке можно увидеть страницу из книги 1493 года издания. 

Один из самых старинных экспонатов выставки – страница из знаменитой книги немецкого учёного Хартмана Шеделя «Всемирные хроники», это одна из первых печатных книг в Европе. О её высокой ценности в XV веке говорит то, что до наших дней сохранилось сравнительно много экземпляров. Книга описывает историю мира от его сотворения до 1493 года, даты выпуска хроник. Издание предназначалось для широкой аудитории, отличалось новаторскими решениями во внутреннем оформлении и богатством иллюстраций. Иллюстрации и дизайн книги выполнены в технике гравюры на дереве художниками Михаэлем Вольгемутом и Вильгельмом Плейденвурфом. Вольгемут владел крупнейшей в Нюрнберге живописной мастерской, в которой обучался сам Альбрехт Дюрер. Типография же, выпустившая «Всемирные хроники», принадлежала крёстному отцу Дюрера Антону Кобергеру. В этой же типографии Дюрер большими тиражами печатал свои гравюры.

Представленная в экспозиции страница 9-ая из «Всемирных хроник» повествует о событиях 2-ой главы Ветхого завета. Иллюстрация сделана Михаэлем Вольгемутом и изображает прародителей человечества после их изгнания из Эдемских садов. Одетый в животную шкуру Адам возделывает землю, а Ева нянчит Каина и Авеля. 

3. Михаэль Вольгемут. Адам и Ева. 1493. Бумага, гравюра на дереве.jpg

Михаэль Вольгемут (1434–1519). АДАМ И ЕВА. 1493. Бумага, гравюра на дереве


4. Некоторые гравюры способны «обмануть» своего зрителя.

Существует удивительная техника гравирования, которую можно принять за черно-белую фотографию или рисунок углём. Такое впечатление создают плавные тоновые градации, подарившие этой разновидности гравюры название меццо-тинто, что в переводе с итальянского значит «полутон». В отличие от других видов гравюры на металле рисунок в меццо-тинто создаётся не нанесением линий, а выглаживанием предварительно зернёной поверхности. Ни одной другой техникой не достигается такая глубина бархатно-чёрного тона, тонкость и богатство градаций оттенков, живописная мягкость тоновых переходов. Не знающая линии, а дающая только нежные, красочно размытые тона, меццо-тинто как нельзя лучше подходила для создания печатных репродукций живописных картин. Возникнув в первой половине XVII века эта техника развивалась как репродукционная гравюра, призванная копировать и тиражировать живописные полотна.

В экспозиции представлено три гравюры в технике меццо-тинто, одна из которых, «Святой Павел» выполнена английским гравёром фламандского происхождения Джоном Фабером Младшим с полотна Антониса ван Дейка. Надпись в нижней части листа гласит:

«Выполнено с оригинала картины, находящейся в коллекции достопочтенного виконта Джона Тирконнела, кавалера наипочетнейшего Ордена Бани, которому эта пластина смиренно посвящается благодарным и покорнейшим слугой его светлости, Джоном Фабером».

4. Джон Фабер Младший. Святой Павел. 1741. Бумага, меццо-тинто.jpg

Джон Фабер Младший (1684/95–1756). СВЯТОЙ ПАВЕЛ (по Антонису ван Дейку). 1741. Бумага, меццо-тинто


5. Сенека оказывается Гесиодом, но это не точно.

Почти два столетия считалось, что римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека выглядел как худощавый мужчина с бородой – таким мы и видим его на гравюре Корнелиса Галле Старшего. Галле был одним из гравёров, служивших знаменитому фламандскому живописцу Питеру Паулю Рубенсу и работал с ним над иллюстрациями к переизданию философских трудов Сенеки: Рубенс создавал рисунки, по которым Галле делал гравюры. Рубенс срисовал Сенеку со скульптурного портрета из личной коллекции. Тот же бюст он использовал в других своих работах, например, в групповом портрете «Четыре философа». Однако сегодня исследователи склоняются к тому, что Сенека выглядел иначе. Как же так получилось?

Существует два разных изображения Сенеки: приведённый на листе бюст астеничного человека и бюст упитанного мужчины. Версия, что первый бюст принадлежал Сенеке, была предложена итальянским историком Фульвием Урсином в 1598 году. В 1764 году немецкий историк искусства Иоганн Винкельман опроверг версию Урсина. Впоследствии, археологические находки подтвердили выводы Винкельмана и сегодня Сенеке приписывается другой бюст, а первый портрет получил название «Псевдо-Сенека».

Кого же тогда мы видим на гравюре Галле? По предположению археолога Гизелы Рихтер, выдвинутому в 1962 году, скульптурный портрет худощавого человека мог принадлежать древнегреческому поэту Гесиоду. Точных свидетельств у исследователей нет, но возможно им ещё предстоит быть найденными.

5. Корнелис Галле Старший. Сенека. 1650. Бумага, гравюра резцом.jpg

Корнелис Галле Старший (1576–1656). СЕНЕКА. 1650. Бумага, гравюра резцом


Выставка «От Дюрера до Рембрандта... Библейские истории» работает для всех посетителей до 8 ноября 2023 г. в Галерее зарубежного искусства им. профессора М. Ф. Габышева по адресу: г. Якутск, ул. Петровского, 4.

Режим работы: со среды по воскресенье (касса до 17.30). Понедельник-вторник – выходные дни.

Подробно о выставке читайте на нашем сайте: https://clck.ru/35d2bs

Купить билет по Пушкинской карте: https://clck.ru/35czXC

Экскурсия по выставке: https://clck.ru/35yvBE

Публичная программа: https://goo.su/bDGEhm

Справки по телефонам: 8 (4112) 33-52-79, 8 (4112) 31-67-17


Поделиться