Истории в багете: «Елизавета Петровна - императрица и самодержица Всероссийская»

25.01.2023
НХМ РС (Я) поздравляет с замечательным праздником – Днем российского студенчества, желает всем студентам и аспирантам успехов в учебе и научно-исследовательской работе, новых свершений и побед! В сегодняшней рубрике «Истории в багете» обратимся к личности Елизаветы Петровны, портрет которой представлен в постоянной экспозиции музея.

Долгие годы образ императрицы Елизаветы Петровны был в тени, его заслонял образ ее великого отца Петра I. Что мы знаем об этой необычной женщине, чья жизнь была соткана из противоречий? Елизавета Петровна родилась незаконной наследницей первого русского императора - правила государством, невеста Голштинского принца Карла Августа - не ставшая супругой, выросшая на народных забавах – любительница светского европейского искусства, женщина, чье образование ограничилось светским воспитанием – способствовала наукам и образованию, набожный человек, посещавший церковные службы - поклонница балов и маскарадов.
Правление Елизаветы оказалось мирным двадцатилетием в России. Просвещение несло идеи гуманизма и терпимости. Мечту Петра I о создании Академии художеств осуществила Елизавета Петровна в 1757 году, основав в Петербурге Академию трех знатнейших художеств – живописи, скульптуры и архитектуры. 12 (23) января 1755 года императрица подписала указ об основании Московского университета. Указ вышел в день празднования памяти Святой Татьяны. В конце XIX века появился студенческий праздник — День студентов, покровительницей которых считается Святая Татьяна. В составе университета было три факультета: философский, юридический и медицинский. Лекции в то время читались не только на общепринятой латыни, но и на русском языке. При университете, по проекту М. И. Ломоносова были организованы гимназии — для дворян и разночинцев. Государство лишь частично покрывало потребности университета, финансирование складывалось из платы за обучение, результатов коммерческой деятельности, помощи меценатов и выпускников. Позже при университете были открыты типография и книжная лавка. Университет начал издавать первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», литературный журнал «Полезное увеселение». Университет руководил средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.
В начале XVIII века портретная живопись была представлена парсунами. Первые парсуны создавались мастерами-иконописцами, своей орнаментальностью, статичностью изображения бояр, царей, князей напоминали канонические изображения святых. В изобразительном искусстве елизаветинского периода появляется светский портрет, стиль рококо. Став императрицей Елизавета закрепила строгую регламентацию царского образа. Все изображения должны были быть утверждены императрицей. Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак. Он выполнил коронационный портрет императрицы. Иконографический «тип Каравака» был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками. До нашего времени сохранилось много изображений царственной особы, которые она заказывала у именитых художников, сохранились также несколько портретов неизвестных авторов.
На картине неизвестного мастера XVIII века из коллекции НХМ РС (Я) «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» царица изображена на темном фоне в платье из парчи с горностаевой мантией на плечах. Сама форма репрезентации монарха не предполагает эмоциональности. Портрет представляет государыню в «безупречном» образе. Императрица демонстрирует своим подданным устойчивость, стабильность, уверенность, основательность, спокойствие.
Все изображенные регалии имеют символическое значение, мантия это символ багряницы Христа, корона - терновый венец. Голубая лента Андрея первозванного - высший государственный знак отличия, воинской чести и славы. Русские монархи получали орден по факту своего рождения. Елизавета носила его как орденмейстер, человек, который владеет правом жаловать награду. На голове царицы Малая корона и бриллиантовый эгрет у левого виска. В России Большие короны создавались специально для коронации, Малые предназначались для официальных мероприятий – приемов, бракосочетаний. Во время правления Елизавета имела несколько корон. Корона Елизаветы состояла из двух полусфер, каркас которых образовывался ромбовидной сеткой. Венец олицетворял идею о правителе как царе и пастыре, два полушария означали полноту власти над европейской и азиатской частью территории государства. Стиль рококо повлиял на изменение формы и декора короны, изгиб полушарий придал изящества, были добавлены бриллианты. Признанная модница, Елизавета Петровна заказывала наряды в странах Европы. Гардероб царицы, состоящий из пятнадцати тысяч платьев, почти не сохранился — драгоценные ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений.
Благодаря атрибутам «говорящим вещам» художник поясняет роль и значение личности.

Приглашаем принять участие в познавательной просветительской программе «В сей день бгагословенный...», приуроченной к празднованию Дня российского студенчества 25, 26, 27, 28 января 2023 года.

Подробная программа мероприятия доступна по ссылке: https://sakhamuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/novosti/ProsvetitelskayaprogrammaVseydenblagoslovennyy/

Купить билет по Пушкинской карте: https://vmuzey.com/event/ekskursiya-russkoe-iskusstvo-xviii-nachala-hh-veka

Портрет Елизаветы Петровны.jpg

Неизвестный художник XVIII в. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Холст, масло






Поделиться