8 причин успеть посетить выставку «Иван Попов. Избранное»

06.05.2024

Друзья, выставка «Иван Попов. Избранное» знакомит с произведениями основоположника изобразительного искусства Якутии, которого называют «Якутским Леонардо». Предлагаем вашему вниманию восемь причин, почему стоит увидеть эту выставку до 24 мая 2024 г.


1.     Прочувствовать ритм размеренного течения жизни Якутска XVII века

Панорама центральной части города в картине «Якутск конца XVII столетия» (1928), одевшегося в снежный убор, изображает крепостной ансамбль, примыкающую к нему базарную площадь и частные усадьбы горожан. Картина передаёт ритм размеренного течения жизни Якутска того времени. Приглушённость и некоторая сумеречность красок раннего зимнего заката помогают воссоздать колорит эпохи, выражая любовь автора к родному краю.

1.jpg

Иван Попов, «Якутск конца XVII столетия» (1928, холст, масло)


2.     Ощутить лёгкий трепет нежного дерева

Одинокая лиственница на фоне речки Татты в  лирическом пейзаже «Золотое дерево» (1912) изображена художником с использованием стилистических приёмов импрессионизма. Яркие краски конца лета, насыщенная лазурь речной глади подчёркивают невесомость и лёгкий трепет нежного дерева на прохладном ветерке. Картина передаёт ощущение тихой радости, возвращая наблюдателя в мир живой природы.

2.jpg

Иван Попов, «Золотое дерево» (1912, холст, масло)


3.     Восхититься изображением мордочки теленка

Телёнка с умилительной мокрой мордочкой, удивлённо глядящего на мир, ещё в 60-е годы XX века знал весь Советский Союз – открытки с его изображением кисти Ивана Попова продавались по всей стране («Телёнок», 1926). Зеленовато-дымчатые, коричневато-серые, белые тона, удачно положенные световые блики и необычность ракурса впечатляют особой теплотой и ласковой радостью, которые всегда ощущают зрители, задерживаясь перед работой. 

3.jpg

Иван Попов, «Теленок» (1926, холст, масло)


4.     Понаблюдать за шаманом в момент мистического транса

В картине шаман показан в момент мистического транса - общения с духами, в позе, говорящей о его полной внутренней сосредоточенности («Шаман», 1926). Кажется, что он не только сам преображен благодаря поддержке духов-помощников, дающих ему силу, но и доставляет эту энергию в окружающий мир. Поворот фигуры, увиденной чуть снизу, и вертикальный формат холста создают ощущение устремленности вверх. Композиция, выполненная в технике гризайль, не лишена эффектности театрального зрелища, герой словно произносит немой монолог, а освещение напоминает свет театральной рампы. Портрет отличается фотографической точностью в изображении деталей одежды, бубна шамана, в передаче характерной позы и мимики.

4.jpg

Иван Попов, «Шаман» (1926, холст, масло)


5.     Лицезреть гармонию природы и человека

На картине «Над Верхоянским хребтом» (1934) запечатлена первозданная нетронутая вершина Верхоянского хребта и парящий дирижабль, последнее чудо техники 30-х годов XX века до активного использования самолётов. Творения природы и рук человека не конфликтуют друг с другом, будучи выполненными в одной цветовой гамме. Якутия кисти Ивана Попова – удивительный пример согласия природы и человека, техники и стихии. 

5.jpg

Иван Попов, «Над Верхоянским хребтом» (1934, холст, масло)


6.     Познакомиться с олонхосутом

«Портрет олонхосута Винокурова-Табахырова» (1930) выполнен в технике гризайль. Фотографически скрупулезно, но с необходимым художественным тактом передан живой, умудренный опытом, образ человека из самой гущи народной. Сказитель - олонхосут изображен будто в момент оживленной беседы. Яркий солнечный свет почти с осязаемой конкретностью выявляет характерные черты его зрелого лица, на котором видны мелкие морщины. По непосредственности исполнения это произведение выгодно отличается от ранних, довольно статичных по композиции портретов художника. 

6.JpG

Иван Попов, «Портрет олонхосута Винокурова-Табахырова» (1930, холст, масло)


7.     Погрузиться в этнографические исследования

«Арангас» (1924) – это ритуальное воздушное захоронение шаманов, которые таким образом, по поверьям, продолжали хранить своих потомков и оказывать помощь в трудных ситуациях. Будучи православным по вере, художник не боялся погружаться в культуру народов Якутии, проявляя себя как чуткий исследователь и участник множества этнографических экспедиций.

7.jpg

Иван Попов, «Арангас» (1924, холст, масло)


8.     Проснуться от зимней спячки!

Одна из немногих акварелей «Тайга весной» (1920-е) Ивана Попова выполнена в чёрно-белых тонах. Художник повествует о проснувшейся жизни в весеннему лесу, когда уже почти сошёл снег, изображая деревья и обнажившуюся у самых корней землю. Между деревьями крадётся пробудившийся хозяин леса – медведь. Несмотря на ограниченную монохромную палитру, снег кажется блестящим на солнце, искрящимся переливами всех цветов радуги. 

8.JpG

Иван Попов, «Тайга весной» (1920-е, бумага, акварель)


Выставка «Иван Попов. Избранное» работает для всех посетителей до 24 мая 2024 г. в Выставочном зале НХМ РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 12 (здание «Комдрагметалл»). 

Режим работы: с понедельника по пятницу (касса до 17.30). Суббота - воскресенье – выходные дни.


Поделиться